Рейтинг@Mail.ru

Socio-Life - форум о непознанном

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Socio-Life - форум о непознанном » Основы соционики » Собачки Павлова и соционика.


Собачки Павлова и соционика.

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

УЧЕНИЕ И. П. ПАВЛОВА О ТЕМПЕРАМЕНТЕ

И. П. Павлов. изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условнорефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И. П. Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

1. Сила возбуждения и торможения.
2. Уравновешенность.
3. Подвижность. (подвижность-инертность)

И. П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И. П. Павлова. свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением типа нервной системы. Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных Павлов предложил распространить и на людей.
Выделенные И. П. Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов, различая сильные и слабые типы.

Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, при этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.
Сила зависит от выносливости и работоспособности нервной системы.
Уравновешенность - это их сравнительная характеристика, сравнение силы, скорости и чувствительности.
Подвижностью возбуждения и торможения Павлов назвал скорость, с которой один нервный процесс переходит в другой.
Сам И.П. Павлов говорил, что сочетание всех этих свойств может дать 24 типа темпераментов, но предпочел ограничиться классической типологией.

Было бы интересно разобраться с этой типологией, тем более что метаболизм Кемпинского имеет связь с исследованиями Павлова.

0

2

Часть первая.
Сильный или слабый тип нервной системы.
Вводная часть.
И. П. Павлов, различал силу возбуждения и силу торможению, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т. е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.
Сильная нервная система способна выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.
Слабая нервная система не способна переносить сверхсильные раздражители. Она либо сразу выключается (тормозной процесс преобладает над возбуждением), либо ее "уносит" без всяких тормозов, с непредсказуемыми последствиями (торможение не успевает справиться с возбуждением). Слабая нервная система, однако, обладает повышенной чувствительностью, или высокой сензитивностью, способностью различать сверхслабые сигналы. Слабая нервная система характеризуется способностью к тонкому различению сходных раздражителей. В этом заключается ее преимущество перед сильной.
Отрицательная связь между силой нервной системы и чувствительностью анализатора уравнивает возможности той и другой нервной системы. К примеру учителя — обладатели более слабой системы — часто нервничают на уроке, ведут себя менее уравновешенно, но лучше отражают, в ряде ситуаций, динамику межличностных отношений в классе. Учителя — носители сильной нервной системы — обладают лучшей выдержкой и невпечатлительностью. Разрисовали дети мелом стул — не беда. Стул задвинули под стол. Работают спокойно и без истерик. Однако они хуже чувствуют ученика на уроке.
У лиц со слабой нервной системой быстрее образуются условные рефлексы. Они легче обучаются, скорее схватывают, что объясняется высокой динамичностью по возбудительному процессу. Логически оформленный, связанный общей мыслью учебный материал слабая нервная система усваивает лучше. Сильная нервная система имеет преимущество в запоминании больших объемов информации малопригодных для смысловой обработки. У слабой нервной системы скорость перебора вариантов решения задачи в единицу времени выше. Она быстрее приспосабливается, акклиматизируется, подстраивается, устраивается.
Если более подробно рассмотреть поведение слабой и сильной нервной системы в учебном процессе, то можно обнаружить еще ряд интересных закономерностей. Слабая нервная система включается в учебный процесс сразу. При длительной напряженной работе она начинает допускать ошибки и из процесса выпадает: ученик утомляется. К примеру, у младших подростков это выражается в двигательной активности, баловстве на уроке, если им через 5—8 минут не менять форму заданий. Высокая выносливость и работоспособность сильной нервной системы омрачается другим обстоятельством. Сильная нервная система на уроке не отвлекается и работоспособности не теряет, только она не так быстро включается, дольше идет процесс врабатывания.
Слабая нервная система начинает работать быстро, также быстро подрывает свои энергетические резервы и потому продолжает работать затратно. Если слабую нервную систему запугать сложностью или объемом предстоящих работ, то она может выработать свой ресурс психологически или морально еще до начала реальной деятельности (заранее прокрутив в голове «весь ужас» предстоящего испытания). Учителя средних учебных заведений делают стратегическую ошибку, нагнетая ситуацию перед итоговой контрольной или экзаменом. Слабая нервная система справляется с контрольной или экзаменом хуже, нежели она способна учиться в течение года, из урока в урок. Вузовская система образования вообще не оставляет слабой нервной системе никаких шансов.
Сильная нервная система, будь то учеба или какой другой вид деятельности, обычно работает не в полную силу. Чтобы сильная нервная система включилась, необходимо, наоборот, создавать ситуации повышенной мотивации: напугать экзаменом или начальством, поставить пару «троек» для острастки (желательно публично), ударить кулаком по столу, назначить окончательные сроки, объявить всеобщую мобилизацию или сделать китайское предупреждение. Слабая нервная система не переносит публичных форм порицания, тяжело переживает плохие оценки, не может продолжать работу, вываливается из колеи, уходит в деструктивную активность, демонстративно саботирует приказы, копит обиду или злость, срывается. Сильная нервная система, вовремя организованная отрицательным подкреплением, может показывать к моменту контроля просто феноменальные результаты.
Люди со слабой нервной системой имеют природные склонности управлять и командовать. Во-первых, у них значительно меньше терпения смотреть на «весь этот застой» или на «все эти безобразия». Во-вторых, в них достаточно сочувствия и сопереживания, чтобы успеть заручиться поддержкой максимально широкого круга лиц.
Оргспособности целиком и полностью строятся на слабой нервной системе, но чтобы достичь в этом деле успеха, надо учиться сознательно и творчески использовать свою жизненную энергию на более высоком уровне. Из-за отсутствия контроля над собой многие подающие надежды лидеры проводят жизнь в борьбе с трудностями, которые сами же и создают. Самоуважение (к своей нервной системе), самосознание (своей нервной системы) и самоконтроль — только это единство может дать человеку силу, которую ему не дала природа.
Paзумеется, сила нервной системы — показатель врожденный, но это не значит, что мы должны опустить руки. Психологи придумали на этот счет целых 5 градаций по силе: «слабая», «среднеслабая», «средняя», «среднесильная», «сильная». Все вариации слабо-полусильной нервной системы — это результат повторяющегося воздействия, привыкания к стимулу, результат сознательного воспитания и самовоспитания. Учитель со слабой нервной системой, которому дети постоянно разрисовывают мелом стул, рано или поздно возьмет себя в руки и будет имитировать сильную нервную систему! Если вы родились со слабой нервной системой, то она с вами так и останется. И когда вы в очередной раз столкнетесь с каким-то необычным, непривычным, новым сильным раздражителем, вы снова и снова продемонстрируете себе и окружающим именно слабую нервную систему.

0

3

Связь с соционикой.

Очевидно, что обладатель “сильной” нервной системы это экстраверт в типологии Юнга, а также циклотимик по типологии Кречмера. Полагаю, что допущение Аушры относительно связи дихотомии шизотимия-циклотимия с дихотомией рациональность-иррациональность является ошибочной (по крайней мере в данной теме постараюсь придерживаться данной точки зрения).
Соответственно, обладатель “слабой” нервной системы это интроверт в типологии Юнга, а также шизотимик по типологии Кречмера.
Как уже было указано ранее Богданов увязывает дерматоглифические узоры и, соответственно, строение нервной системы с дихотомией Кречмера шизотимия-циклотимия (простые-сложные узоры).
Используя, если мне не изменяет память, термин Выготского “проводимость нервной системы”, которая устанавливается на максимум приблизительно к 12 годам, можно предположить, что нервная система экстравертов обладает низкой проводимостью, а нервная система интровертов обладает высокой проводимостью.

Таким образом, “сильная” нервная система действует как фильтр, отсекая слабые сигналы. Иными словами, в отличии от интроверта, экстраверт совершенно не реагирует на многие слабые сигналы, которые много значат и определяют для интроверта. Если считать, что многие болезни “от нервов” экстраверты являются более здоровыми людьми, чем интроверты.

Дерматоглифика позволяет оценить силу нервной системы: дельтовый индекс может быть от 0 до 20 и более.
Обладатели дуг на всех пальцев имеют дельтовый индекс 0 – самая слабая нервная система.
Обладатели завитков на всех пальцев имеют дельтовый индекс 20 – самая сильная нервная система (очень редко встречают 3-х и 4-х дельтовые узоры, обычный завиток 2-х дельтовый).
Что касается распространения типов пальцевых узоров, то у черной расы больше распространены дуговые узоры, у желтой дуговые узоры; у белых доминируют петли: у мужчин дуги встречаются гораздо реже, чем у женщин. Согласно исследованиям Хить, у русских чаще всего встречается 7-8 петель и 2-3 дуги или завитка, т.е. типичный русский экстраверт будет иметь 2-3 завитка и 7-8 петель, а типичный русский интроверт будет иметь 2-3 дуги и 7-8 петель.

Описание типов темперамента для обладателей однородных узоров (по Богданову).

1. Все завитки. Отличается разнообразным и весьма сложным поведением, часто плохо представляют себе, на что способны. Реализация их способностей зависит, главным образом, от мотивации, и , если мотивация отсутствует, тогда нет и никаких особых достижений. Несмотря на свою колоссальную выносливость, люди этого типа не любят терпеть неприятные для себя обстоятельства. Им бывает очень трудно завершить начатое дело, например, из-за того, что, найдя нить решения задачи, они могут утратить к ней всякий интерес. Или не могут выбрать, какой из многих вариантов решения предпочесть. Такие люди могут испытывать чисто детскую радость от каких-то закулисных маневров. И самое удивительное, что делают это они не ради достижения корыстных целей, а исключительно желая усилить при помощи игровой обстановки разнообразие и остроту жизненных впечатлений. И. не могут сравниться в скорости реакции с рационалами, но сильно выигрывают в координации движений.

2. Все дуги: обладает небольшим количеством программ, которые должны приводиться в действие внешними событиями. Отличаются сугубо конкретным мышлением. Их отличает формальный взгляд на мир, они не склонны к творческим проявлениям, в том смысле, что не склоны привносить много своего. Эти люди в достаточной мере однозначны и целеустремленны, им трудно приспосабливаться к изменениям окружающей обстановки и прислушиваться к мнению других людей. Они правдивы, откровенны, не любят закулисных интриг, легко «режут правду-матку». В жизни они, способны производить впечатление настоящих таранов, но главным образом, по той причине, что им просто некуда отступать. При первом знакомстве может произвести впечатление очень умного человека, ибо говорит веско, конкретно и достаточно просто, но… Если ваше общение продолжилось, вы рискуете попасть в весьма неприятную ситуацию, когда благодаря своему опыту, профессиональной подготовке или по каким-либо иным причинам не можете согласиться с собеседником. И вот вы в ловушке, потому что, сколько бы вы не убеждали противоположную сторону, переубедить ее вам все равно не удастся!

3. Все петли. Такие люди – это некая «золотая середина» между двумя вышеописанными. У них обычно достаточно широкий круг интересов, хотя они не обладают ни той напряженностью и глубиной, как З., ни той, кому-то нравящейся, а кого-то раздражающей однозначностью и конкретностью, как Д. Легко сходятся с окружающими, терпят их любые странности, вполне адекватно при этом оценивая происходящее. Они готовы участвовать в начинаниях, ни пользы, ни смысла которых не разделяют и даже не понимают. При всех их «плюсах» и «минусах» это – идеальные руководители, способные хоть по минимуму, но удовлетворить всех. Тем более, что на окружающих они не давят (как это делают Д) и не мучают никого эфемерными и постоянно меняющимися замыслами (как З). Петли оказываются наиболее компанейскими, терпимыми, доброжелательными, понимающими. На службе такой возьмется за любую работу; в школе будет слушать учителя, когда это нужно, и баловаться, когда все «стоят на ушах»; в походе он споет под гитару (не нужно долго уговаривать) и с дежурством после долгого перехода справится. Если что-то с таким человеком не в порядке, значит, или дома серьезные неприятности, или окружающие истощили терпение необоснованными претензиями.

Структура нервной системы, как правило, определяет и внешние признаки телосложения:

Шизотимик (интроверт) имеет вытянутые в длину пропорции тела, низкую тенденцию к жироотложениям, если таковые имеются, то концентрируются в области живота и не играет существенной роли в регуляции теплообмена организма с окружающей средой;
Циклотимик (экстраверт) имеет закругленные, преобладающие поперечные размеры тела, склонны к накоплению жироотложений, которые располагаются равномерно по всему телу, образуя подкожный слой жира, играющий существенную роль в процессе теплообмена организма с окружающей средой.

+1

4

Jur написал(а):

Было бы интересно разобраться с этой типологией, тем более что метаболизм Кемпинского имеет связь с исследованиями Павлова.

Именно с ней ? или во взаимосвязах с соционикой и ПЙ?

0

5

Jur написал(а):

Люди со слабой нервной системой имеют природные склонности управлять и командовать. Во-первых, у них значительно меньше терпения смотреть на «весь этот застой» или на «все эти безобразия». Во-вторых, в них достаточно сочувствия и сопереживания, чтобы успеть заручиться поддержкой максимально широкого круга лиц.

Вот с этим не согласен.Так как руководство это большой стресс и не думаю, что люди со слабой нервной системой на него способны.

0

6

Jur написал(а):

Шизотимик (интроверт) имеет вытянутые в длину пропорции тела, низкую тенденцию к жироотложениям, если таковые имеются, то концентрируются в области живота и не играет существенной роли в регуляции теплообмена организма с окружающей средой;
Циклотимик (экстраверт) имеет закругленные, преобладающие поперечные размеры тела, склонны к накоплению жироотложений, которые располагаются равномерно по всему телу, образуя подкожный слой жира, играющий существенную роль в процессе теплообмена организма с окружающей средой.

а почему именно интро/экстра, а не скажем сенсорика/интуиция?

0

7

Вернемся к нашим собачкам, т.е. к типологии Павлова, можно выделить четыре типа по силе:
Слабый тип:
1. Слабый по возбуждению и слабый по торможению.
Легко возбуждается, быстро реагирует, но также быстро устает. Очень похоже на описание мономорфного типа все дуги. Таких людей немного, примерно, один на тысячу (в первой половине прошлого века 6-8 на 10.000, в конце 13 человек на 10.000). Такие люди могут быть отличными футбольными нападающими: пара включений в игру, один забитый гол за игру.

Сильные типы:
2. Сильный сильный. С трудом возбуждается, включается в процесс, но и устает медленно. Похоже, это описание мономорфного типа все завитки. Таких людей также немного, встречаются примерно в два раза чаще 10 дуг. Такие люди могут быть футбольными защитниками, однако, по наблюдениям криминалистов их нередко можно найти среди бомжей.

3. Сильный слабый.
4. Слабый сильный.
С этими нужно будет разобраться подробнее, но, по всей видимости, у них доминирует петлевой узор. Мономорфный тип все петли встречается достаточно часто 23-24% населения.

Уравновешенность.
С этим ещё не разобрался, но вполне возможно, что данный показатель может быть близок к дихотомии рацилнальность/иррациональность.

Уравновешенность - равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Подвижность.

Подвижность- нервных процессов- проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот.

Инертность- противоположность подвижности. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Понятно, что данная дихотомия есть истероидность-эпилептоидность. Определяется в крайних вариантах достаточно просто.

Связь с соционикой не очень ясна, варианты: сенсорика-интуиция и этика-логика:
http://www.socionics.org/forums/thread/1426410.aspx

0

8

Jur написал(а):

1. Слабый по возбуждению и слабый по торможению.Легко возбуждается, быстро реагирует, но также быстро устает. Очень похоже на описание мономорфного типа все дуги.

Jur написал(а):

2. Сильный сильный. С трудом возбуждается, включается в процесс, но и устает медленно. Похоже, это описание мономорфного типа все завитки.

что-то я совсем запутался.. :dontknow: а не наоборот? слабый слабый - все завитки. сильный сильный - все дуги?

0

9

Jur написал(а):

Подвижность.

Jur написал(а):

Понятно, что данная дихотомия есть истероидность-эпилептоидность.

а по мне очень похоже на рац/иррац.

Jur написал(а):

Уравновешенность - равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

сенсорика/интуиция?

0

10

CheRu написал(а):

что-то я совсем запутался..  а не наоборот? слабый слабый - все завитки. сильный сильный - все дуги?

Циклотимик - сильный завитки;
Шизотимик- слабый дуги.

0

11

Однако, стоит иметь ввиду, что обладатель слабой нервной системы является слабым человеком, напротив, чаще бывает совсем наоборот, например:
Учительница со слабой нервной системой не будет терпима даже к мелким шалостям или проступкам учеников; учительница с сильной нервной системой может не обращать внимание на многие мелочи, которые покажутся неприемлемыми для человека со слабой нервной системой;
Можно смоделировать много ситуаций, когда человек с сильной нервной системой будет безропотно терпеть многое из того, что человек со слабой нервной системой постарается пресечь в зародыше, едва почует неладное; так сказать выйти за рамки повседневной рутины; человека с сильной нервной системой повседневная рутина, даже бесполезная и неприятная может совершенно не тяготить;
В тоже время в экстремальной, из ряда вон выходящей ситуации хорошо может проявить себя когда человек с сильной нервной системой.

0

12

Попробую обобщить данные, чтобы получить максимально большее количество типов:

1. По силе возбуждения делим на две группы: сильные и слабые. Две группы;
2. По силе торможения также на две группы: сильные и слабые. Четыре группы;
3. По уравновешенности. Два группы уравновешенный и неуравновешенный. Неуравновешенные типы делятся на тех, у кого преобладает возбуждение и тех, у кого преобладает торможение. Очень запутанно, допустим слабый-слабый может быть: 1. уравновешенным, неуравновешенным 2. неуравновешенным с преобладанием возбуждения, 3. неуравновешенным с преобладанием торможения, тогда сильный-сильный также может быть: 4. уравновешенным, неуравновешенным 5. неуравновешенным с преобладанием возбуждения, 6. неуравновешенным с преобладанием торможения, наконец, 7. сильный-слабый и 8. слабый-сильный также будут неуравновешенными. Получаем восемь групп;
4. По инертности и подвижности ещё раз делим пополам, получаем 16 типов.

Никак не получается 24 типа.

Если связать сильные типы с циклотимией, следует помнить, что сильные типы могут переходить один в другой (мдп подобные колебания тонуса). Не знаю, отмечал ли Павлов такие особенности у собак, но у людей это присутствует.

Таким образом, из типологии Павлова можно почерпнуть много интересного:

1. Понятие о силе нервной системы, по крайней мере, о силе нервной системы по возбуждению, что есть дихотомия шизотимия-циклотимия. Визуально, эта дихотомия проявляется проявлением вытянутости тела в длину (шизотимия) или преобладанием поперечных размеров (циклотимия);
2. Понятие инертности и подвижности. Пока это понятие, для меня, склеивается с силой нервной системы по торможению и является дихотомией (эпилептоидность-истероидность).

Теперь самое время вспомнить типологию Рогинского:

Типология Рогинского.

Основные координаты телосложения

Наиболее распространены в схемах морфологической конституции следующие основные координаты телосложения:
1. Координата узко-широкосложенности как тенденции к преобладающему линейному или широтному росту (долихо-брахиморфия, лепто-эурисомия). Эта координата достаточно универсальна у приматов и многих видов млекопитающих. Узко- и широкотелые варианты выделены у крыс, мышей и даже очень ранних зародышей кроликов. У человека тенденция к большей стройности или коренастости нередко выражена уже в детстве и может сохраняться до взрослого состояния. Наиболее объективная характеристика этой координаты достигается сопоставлением расчленения тела по продольной и поперечной осям, т. е. его пропорций (от лат. "ргорогtiо" - соотношение) .
Наиболее распространенным и простым способом оценки пропорций является метод индексов (указателей). В первую очередь это определение относительной длины нижних конечностей и относительной ширины плеч (к общей длине тела). Выделяются три основных варианта: долихоморфный (узкое туловище, длинные конечности), мезоморфный (средние величины обоих индексов) и брахиморфный (широкое туловище, короткие ноги). Более корректным является метод регрессий, учитывающий неодинаковые по силе связи отдельных признаков как между собой, так и с тотальными размерами тела. Существует наследственная обусловленность пропорций тела: анализ семейного сходства свидетельствует о достоверной корреляции между родителями и детьми, начиная уже с раннего детства. Наблюдаются возрастные изменения пропорций: чередование периодов "полноты" и "вытягивания" в связи с изменениями интенсивности и направления роста основных размеров тела, а также половой диморфизм. При одинаковом росте отношение длины рук и ног (интермембральный указатель) выше у мужчин, у них больше ширина плеч, а у женщин - ширина таза; четкие половые различия выражают тазо-плечевой индекс (выше у женщин) и показатель андроморфии (утроенная ширина плеч минус ширина таза, который больше у мужчин). Отмечены и групповые вариации пропорций: этнотерриториальные, профессиональные, спортивные и т. д. Примеры: вытянутое "линейное" телосложение у многих экваториальных популяций; западно-восточный градиент увеличения длины сегментов руки относительно ноги на территории бывшей СССР; большая брахиморфия сельского населения сравнительно с городским; тенденция к "широкотелости" у тяжелоатлетов; гигантоидные пропорции (длинноногость и широкоплечесть) у рабочих тяжелых видов физического труда в прошлом и др.
2. Костно-мышечная и жировая координаты определяются главным образом вариациями развития основных компонентов тела (сомы). Для характеристики развития костного, мышечного и жирового компонентов используются различные методы: балльная оценка; "фракционирование" косвенная оценка на основе антропометрии по специально разработанным формулам); рентгенографические, биохимические и биофизические методы: например, креатинин мочи используется как показатель развития мускульного компонента; с помощью изотопных методов определяется содержание воды, общего жира, клеточной массы и др. К числу "косвенных приемов относится и оценка развития жирового компонента на основе удельного веса тела (обратная связь со степенью жироотложения).
Компоненты тела обнаруживают вариации на уровне как макро-, так и микроструктуры. Микроморфологические различия в развитии жирового компонента выражаются в количестве, размерах и топографии жировых клеток, степени заполненности их жиром: при ожирении у детей объем жировой клетки возрастал примерно втрое по сравнению с контролем. Морфометрические характеристики двуглавой мышцы плеча (общее число волокон, средний диаметр волокна, число разделенных перимизием пучков и площадь поперечного сечения мышцы) были у атлета в 1,5-2 раза выше, чем у лиц контрольной группы с хорошим физическим развитием. Отмечается разница и в гистохимических харакстоках мышц. Компоненты тела проявляют также возрастные и половые вариации. Количество мышечной ткани наиболее велико и относильно стабильно в 20-30 лет, в дальнейшем происходит вначале слабое, а затем все более интенсивное ее уменьшение, особенно после 50 лет. В продольном исследовании группы мужчин (метод 40К) уменьшение мускульной массы в период 3-7-го десятилетий происходит со скоростью около 3 кг за десять лет, у женщин оно было меньшим. Общей возрастной тенденцией, видимо является и изменение топографии жироотложения. Методом компьютерной томографии показано перераспределение жира в брюшной области за счет снижения подкожного жира и увеличения внутриабдоминального, однако в процентном отношении содержание жирового компонента даже повысилось из-за более интенсивной потери тощей массы. Интенсивность возрастных сдвигов может варьироваться в разных популяциях: так, падение массы тела, видимо, значительнее в менее цивилизованных группах. В меньшей степени сдвиги затрагивают костный компонент, хотя по имеющимся данным после периода полового созревания относительная кортикализания костей начинает снижаться, особенно отчетливо у женщин в связи с уменьшением продукции эстрогенов.

0

13

Антон Кемпинский “Экзистенциальная психиатрия”:

Информационный метаболизм, определенный Павловым как рефлекторная деятельность, расширяет сферу власти организма над окружающим миром. <Моим> становится не только та часть окружения, которая ассимилируется самим организмом, и не только та, преходящая связь, с которой обусловливает появление нового организма, но значительно более широкий круг окружающего мира, минимальные количества энергии которого, не играющие никакой роли в энергетическом метаболизме, становятся сигнальными, обусловливающими поведение организма. Информационный метаболизм является подготовительным шагом к вступлению в ассимиляционный и репродуктивный контакт с окружающим миром. Прежде чем стать <моим> в смысле создания субстанции собственного организма или сексуального соединения, он должен стать <моим> в смысле ориентирования в нем. Организм должен <знать>, как в нем двигаться, чтобы удовлетворить два основных биологических закона: сохранения жизни собственной и вида.

0

14

Повторюсь.

Принято считать, что основательница соционики взяла это понятие у Кемпинского. По Кемпинскому:
[Информационный метаболизм, определенный Павловым как рефлекторная деятельность….]

Отсюда следует, что данное понятие, в общем-то, введено Павловым и означает, в частности процесс образования и угасания условных рефлексов.

Условный рефлекс,— это наивысшая и наиболее молодая в эволюционном отношении форма приспособления организма к среде. Если безусловный рефлекс — сравнительно стабильная врождённая реакция организма, присущая всем представителям данного вида, то условный рефлекс — новоприобретение организма, результат накопления им индивидуального жизненного опыта.

ТИМ следовательно, некий набор безусловных рефлексов. Павлов говорил о 24 типах, описывал всего четыре, похоже их количество зависит от градации шкалы. Например, можно считать 2 градации: левый и правый, 3 градации: левый, средний и правый, 5 градаций: самый левый, просто левый, средний, просто правый и самый правый.
Кроме того, в учении о сигнальных системах Павлов показал специфическую особенность человека, заключающуюся в наличии у него, помимо первой сигнальной системы, общей с животными, также и второй сигнальной системы — речи и письма, то есть совокупности слышимых, произносимых и записанных словесных сигналов. Доминирование первой или второй сигнальной системы позволяет понять, по Павлову, наличие у человека двух крайних типов — художественного или мыслительного.

Т.е. как минимум 8-мь типов можно получить из работ Павлова.

0

15

Перейдем к Айзенку:

Используя факторный анализ, он обнаружил, что все традиционные диагностические группы можно описать с помощью двух основных личностных факторов: экстраверсии/ интроверсии и невротизма.

Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу (при этом отойдя от определений Юнга) о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

В работе «Биологические основы индивидуальности» («The Biological Basis of Personality», Spriengfield, 1967), кстати встречается упоминание, что автор посвятил её Павлову, Айзенк предложил следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители

Описание шкал Айзенка.

Экстраверсия — интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Данная дихотомия определяется посредством теста Абрамовой.

0


Вы здесь » Socio-Life - форум о непознанном » Основы соционики » Собачки Павлова и соционика.