Рейтинг@Mail.ru

Socio-Life - форум о непознанном

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Socio-Life - форум о непознанном » Основы соционики » Соционика Ямайкиной


Соционика Ямайкиной

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

http://www.socioniko.net/ru/gazeta/2003 … ykina.html

Альтернативный, но очень поучительный взгляд на классическую соционику [правда не всё мне понравилось и пришлось заменить некоторые вещи].

Вступление.

“Представляется недопустимым смешивание психотипического и социального в психологии личности. То, что мы получаем в виде наследственности, аппарат восприятия-переработки-выдачи информации, дает нам только вероятность стать членом человеческого общества, львиную долю работы делает среда в первые пять лет жизни, адаптируя, выражаясь компьютерным термином, коды информационного метаболизма (язык, понятия) и создавая социальные стереотипы (дети-“маугли” после пяти лет уже не могут адаптироваться).
Такие свойства, как умение и желание любить человека, гуманизм/антигуманизм, установка на отдачу или потребление, конкуренцию или сотрудничество, принципы деления на своих и чужих, иерархия ценностей являются элементами социотипа, а не психотипа. Соционика утверждает, что одни психотипы изначально гуманны, другие антигуманны”.

Тезис №1.
Сказано практически по гурджиевски, имеются понятия:
Психотип – сущность – темперамент - характер. Врожденная неизменяемая часть индивидуума. В данном случае под неизменностью понимается некая эволюционно-возрастная цепочка.
Социотип – личность. “Выращенная” псевдосущность – имитация сущности. Как пишет Шлахтер в “Запрещенной книге”: если не можешь быть, то можешь казаться, а на вопрос можно ли вывести псевдосущность “на чистую воду” честно отвечает, что при достаточно хорошей проработке мифообраза отличить его от сущности обывателю практически невозможно.

Сущность есть понятие физиологическое и неразрывно связано с развитием и становлением нейрогуморальных систем управления организмом. Иными словами сущность непрерывно изменяется по определенным эволюционным программам.

Личность же есть понятие социальное и неразрывно связано с протеканием социализации человека. Ни о какой врожденности личности говорить нельзя. Некоторые исследователи, например, Гурджиев говорят о целом наборе субличностей.
Организм имеет только одну сущность и может иметь несколько личностей.

Если оценивать роль сущности и личности, то один из психологов рассказывая о великих людях, сказал, что личность для потомков, а сущность-характер для близких. Т.е. можно говорить о великой или низкой личности и о покладистом или невыносимом характере.
end

“Классическая соционика ставит перед собой две задачи:
1) определения способностей личности и прогнозирования наиболее эффективных областей приложения сил на основе классификации психологического типа личности - психотипа – по схеме, состоящей из четырёх психологических шкал;
2) прогнозирования взаимоотношений двух определённых психотипов, их потенциальные возможности образовывать команду из двух человек.”

Тезис №2.
Данное положение можно дополнить идеями Гурджиева – Успенского:
Сущность должна быть развитой и осознаваемой. В частности, необходимо элементарно знать слабые и сильные стороны характера;
Субличности должны быть “сплавлены” в одну непротиворечивую – т.н. “целостная личность”. Иначе будет очень трудно говорить о противоречивой “наличности” что-нибудь определенное.
Внутренние интертипные отношения [термин Шульмана] сущность – личность.
У исследователей нет единого мнения в отношении таких отношений:
Некоторые, в первую очередь Кречмер и Павлов, полагают сущность [– темперамент – характер] определяющей в отношении социального типа [– личности];
Другие полагают, что сущность [генетика] определяет персону на 60-80%;
Третьи полагают, что чаще в персоне встречается противопоставление.

К сожалению, возможно, что все исследователи говорят, как это называется, “чистую правду” и все варианты справедливы для различных возрастных групп.

0

2

“Для определения психотипа Ямайкина использовала 4 психологические шкалы:

1. Экстраверсия/интроверсия.
Экстравертность/интровертность – это шкала выбора информации из внешней среды. В качестве технической аналогии можно представить себе широкополосный (экстравертность) либо узкополосный (интровертность) радиоприемник.

Экстравертность/интровертность – это также уровень энергичности и состояние здоровья, определяющие наше общее отношение к жизни, активное или пассивное.

Экстраверсия – это:
– Готовность получать самую разнообразную информацию из внешнего мира. – Широкий круг интересов.
– Желание воздействовать на окружающую среду и изменять ее.
– Желание померяться силами с другими людьми и обстоятельствами.

Все эти качества более свойственны детскому возрасту и здоровым молодым людям.

С возрастом человек все менее охотно воспринимает информацию извне к сведению, все более – к размышлению. Шкалу экстраверсия/интроверсия можно представить себе также как резервуар для воды (информации). Чем больше в резервуаре пустого, незаполненного пространства, тем более человек склонен его наполнять и дальше. Он сравнивает вновь поступающую информацию с уже имеющейся в памяти, со стереотипами, в зависимости от этого принимает или отвергает ее.
Взросление и старение коррелируют с уменьшением энергии, с ухудшением здоровья, понижением работоспособности. Человек начинает разделять информацию на “нужную” и “ненужную”. У него появляется внутренний мир (степень заполнения резервуара), который зачастую для него более интересен, чем внешний. Экстраверсию-интроверсию с этой точки зрения можно представить ещё как забор между внутренним и внешним миром. Чем он выше и крепче, тем больше доля интровертности в психике. Кроме того, человек начинает не только потреблять информацию, но и производить ее, вариться в собственном информационном соку. “Жизнь для меня не столько то, что я делаю и говорю, сколько то, что я думаю и чувствую” – – Альберт Эйнштейн. Таким образом, в возрастном развитии человек движется от экстраверсии к интроверсии.

Экстравертность-интровертность регулируется, по-видимому, и уровнем (концентрацией в крови) половых гормонов. У человека и других видов животных существует поисковый инстинкт, более развитый у самцов. Мальчики и мужчины в среднем более любопытны и активны (т.е., более экстравертны), чем девочки и женщины.”

Тезис №3.
Кажется, она что называется “перемудрила” в данном описании. Остаюсь при своем, что в данном случае, будет лучше использовать силу нервной системы и возможно следует ориентироваться на три типа [из теста Абрамовой].

Возраст может корректировать взаимоотношения сущности и личности [субличностей].
Например, для подросткового возраста характерно использование протестных субличностей.
Или, например, “старческий маразм” характеризуется распадом личности, при этом “вылезает” сущность, которая иногда является неприглядной.
End

0

3

“4. Чувственность/рациональность
(в классической соционике – этика/логика)
На первом этапе работы, в период тестирования, я полагала, что восприятие и выдача информации идёт по одному каналу. То есть, если восприятие преобладает чувственное, то и выдача тоже рассчитана на чувственное восприятие адресата. В дальнейшем я изменила свое мнение, столкнувшись с противоречиями как на примере знакомых людей, так и в описаниях людей прошлого.
С развитием представлений о перекрестном функционировании полушарий картина сильно усложнилась. Шкала чувственность/рациональность впоследствии распалась на 2 шкалы: сенсорика/рационализм при получении информации (на “входе”) и чувственность(эмоциональность)/рациональность при выдаче вовне (на “выходе”). Например, “…увидеть колонку цифр и зарыдать” – это рационализм на входе + нейротизм + чувственность на выходе. Так что каждый из психотипов по этой шкале распадается не на 2, а на 4 класса, и в конечном итоге психотипов получается не 16, а 32. Организованность и работоспособность вовсе не исключает бурных эмоциональных проявлений и импульсивного, нелогичного поведения. Но в результате моей работы образовался огромный фактический материал, и все таблицы, которые будут приведены ниже, составлялись исходя из единой шкалы чувственность/рациональность.
Правое полушарие ГМ (чувственность) во внешних проявлениях человека – это эмоциональность, чувственность. Левое (рационализм) – рассудительность, практичность, логика, порядок. Чувственность – это получение информации через ощущения и выдача её вовне в расчете на сенсорное восприятие. Младенец только через ощущения может чему-то научиться. И только в расчете на эмоциональное восприятие матери выдать информацию о себе (плач, смех). Первый месяц жизни человека ознаменован в основном отрицательными правополушарными эмоциями – плачем. Первая улыбка младенца означает, что заработало левое полушарие.
Развитие речи – первый огромный этап общего возрастного движения к рациональности. Сначала оно происходит на уровне образного восприятия слов – то есть через деятельность правого полушария. Человек с поврежденным левым полушарием теряет способность говорить, но не теряет способности понимать речь.
Рациональность – получение информации при помощи условных сигналов (речь, письмо) и выдача вовне в виде условных же сигналов. Развитие речи проходит два этапа. Первый – правополушарный, когда с условными звуками – словами – ассоциируются образы. Второй – левополушарный, когда условные звуки – слова – ассоциируются с условными знаками – их произношением, написанием. Грамотность и рациональность идут рука об руку. Рационалы наслаждаются хорошо сделанным делом, изящной мыслью, гениальной идеей, красивой формулой, удачно подобранным словом. Чувственность (эмоциональность) на выходе – это неряшливость и безалаберность по отношению ко времени и пространству, рационализм – чувство порядка. Чувственность присуща детям и в большей степени – женщинам, рациональность – зрелым мужчинам и пожилым людям обоего пола. Вероятно, на уровень чувственности решающее влияние оказывает соотношение женских и мужских половых гормонов, ЖМ. В целом человек в течение жизни развивается от чувственности к рациональности. Этот процесс поддается корректировке извне путем воспитания и обучения; изнутри – соотношением гормонов Ж/М.
Вопреки распространенному мнению, что общительность – признак экстравертов, я полагаю, что общительность скорее связана с чувственностью. В этом вопросе ещё нужно различать такие тонкости: получение удовольствия от общения либо умение работать с людьми, лидерские качества. Экстраверты-рационалы – Вундеркинд (Дон Кихот), Предприниматель (Джек Лондон), Оператор (Штирлиц), Легионер (Жуков) – отнюдь не общительные ребята в компании, скорее они хорошие руководители. Ради удовольствия общительны экстраверты-чувственные: Артист (Гамлет), Игрок (Гюго), Массовик (Наполеон) и Коммуникатор (Гексли). Самые же неутомимые “общуны” – те, кто от работы с людьми получает удовольствие – Массовик и Коммуникатор, стабильные-чувственные (Таблица 2 Психотипы в интерпретации четырёх шкал).”

Тезисы №4
Вновь какое-то нагромождение: чувственность и эмоциональность, кажется всё это относится к “подкорке”, а не к “полушариям”.

“Человек с поврежденным левым полушарием теряет способность говорить, но не теряет способности понимать речь”.
Это какая-то ошибка: речевой центр, который в 85% случаев располагается в левом полушарии полностью отвечает и за “говорение” и за “понимание” речевой информации.

Что касается восприятия информации, то оказывается у нейрофизиологов “это” описывается следующим образом:
1. Информация параллельно отправляется на “специфическую” и “неспецифическую” системы обработки информации;
2. “Специфическая” система старается производить объективный анализ. “Неспецифическая” система производит субъективный анализ, при котором учитывается опыт, отношения, различные эмоциональные ассоциации;
3. Каждая из систем в ответ на поступающую информацию выдает “отклик”, который поступает на “сумматор”;
4. Соответственно, в идеальном случае, должен быть некий “адекватный” вклад обеих систем: объективная информация должна быть должным образом обработана, а благодаря “неспецифической системе” ей “наклеивается субъективный ярлычок”;
5. В реальности, как правило, имеется некий “перекос”, “благодаря” которому информация обрабатывается неадекватно: либо “неспецифическая система” выдает неоправданно высокий отклик, забивающий объективный отклик – истероидный перекос, либо “неспецифическая система” выдает неоправданно низкий отклик – шизоидный перекос, тогда информация не получает “субъективную оценку”.

Получается опять три группы: сбалансированные, несбалансированные истероиды (субъективные) и шизоиды (объективные).

0

4

“2. Нейротизм/стабильность
(в классической соционике – статика/динамика)

Внешне нейротика от стабильного отличить довольно легко. Нейротики быстро двигаются, быстро реагируют, быстро говорят, легко переходят от одного настроения к другому, от смеха к плачу. Если они экстраверты, они ещё сильно жестикулируют и имеют выразительную мимику (по этой причине часто плохо получаются на фотографиях, нефотогеничны). Их как будто раскачивает на качелях с небольшой амплитудой но с большой частотой, кидает из крайности в крайность, из огня да в полымя. Они легки на подъём, импульсивны, быстро выдыхаются – спринтеры. Они с энтузиазмом берутся за дело, но до конца его доводят с большим трудом.
У стабильных все наоборот: замедленные реакции, основательность во всем. В нормальной ситуации стабильный замедлен, у него хуже реакция, чем у нейротика. Он чаще травмируется, не успевает среагировать на ситуацию. Игровые виды спорта не для него. Он силен в поднятии тяжестей, на беговой дорожке он стайер.
Нейротик более приспособлен к повседневному рутинному существованию. Но в критической ситуации нейротика "зашкаливает", он впадает в ступор, в то время как стабильный после естественной для него временной задержки по переработке информации проявляет свои сильные качества: храбрость, выдержку, способность к борьбе.
Нейротизм характеризуется легкой возбудимостью и слабым торможением нервной системы. Стабильность – наоборот: слабой возбудимостью и сильным торможением.
Шкала нейротизма-стабильности отражает врожденные способности нервной системы к возбуждению и торможению. Нейротизм-стабильность являются генетически заданной характеристикой, варьирующей с возрастом, но всегда около некого среднего уровня.
В возрастном развитии человек в целом идёт от относительного нейротизма к относительной стабильности через максимум нейротизма в период гормонального взрыва в 13-25 лет.
Известные опыты по кастрации преступников обнаружили, что коррелируют три вещи: агрессивность, творчество, сексуальная активность. А творческие люди, как правило, нейротики [17].
Нейротики легче и чаще получают стрессы, чем стабильные. А от стрессов берут начало многие болезни. С другой стороны: мужчины в среднем меньше живут, чем женщины.
Позволю себе предположить, что нейротизм, как и экстраверсия (два условия творческой активности), коррелирует с уровнем мужских половых гормонов. У меня нет никаких фактических данных для такой гипотезы, кроме косвенных. Поисковый инстинкт всегда сильнее проявляется у самцов, чем у самок животных. Самцы более беспокойные и более агрессивные, чем самки”.

Тезис №5.
По описанию нейротики весьма похожи на неуравновешенных (более 2-х признаков) правшей Богданова.
Однако у Богданова остается еще 2 типа: уравновешенный и неуравновешенный “левша”.
Скорость реакции восприятия определяется тестом Абрамовой на силу НС.

0

5

“3. Роль правого и левого полушарий головного мозга.
Сознание и подсознание.
Шкала чувственность-рационализм (первичное декодирование при восприятии – выдача вовне информации), так же, как и следующая за ней шкала интуиция-логика (внутренняя переработка информации и создание новой) обязана своим существованием доминированию правого или левого полушария ГМ при выполнении конкретной информационной функции. Информационных функций всего три: восприятие, переработка, выдача информации. Кроме информационного обмена с внешней средой, существует внутренний информационный обмен между полушариями ГМ.

Огромное количество литературы посвящено функциям правого и левого полушарий, между которыми, как полагают исследователи, существует “разделение труда” (Таблица 1 Функции правого и левого полушарий головного мозга.). Это разделение труда между полушариями ГМ – специфическая особенность человека. У высших обезьян и у человеческих детей до пяти лет этого разделения нет [18].”

Комментарии №1
Неверная информация у “высших обезьян” имеется аналогичное разделение функций, более того в месте локализации человеческого речевого центра у высших обезьян располагается “жестовый центр”. Собственно это общеизвестно и на этом построены эксперименты по успешному обучению высших обезьян “языку глухонемых”.

“Как мне представляется, дальнейшую схему психотипирования можно строить на следующих двух гипотезах.
Во-1-х, функция понимания (переработки) и функция производства информации выполняются разными отделами полушарий ГМ.
Во-2-х, ПП и ЛП работают "в команде", так что ПП производит информацию в расчете на понимание её ЛП, и наоборот. Таким образом, ПП и ЛП дополняют друг друга”.

Комментарии №2
Это только гипотеза. На самом деле эксперименты показывают, что сдвоенная работа полушарий необходима только для анализа новой информации. Т.е. с опознаванием уже известной информации, каждое полушарие запросто справляется самостоятельно. В данном случае необходимо разделять осознанное восприятие информации и шаблонно-автоматическое.

“Хирургическое разделение полушарий ГМ приводит к существенному изменению человеческой личности. "…этим людям крайне редко удается припомнить мечты и фантазии, а когда они иногда припоминают их, оказывается, что эти мечты утилитарны, практически лишены фантазии и привязаны к реальности…люди, у которых разделены полушария головного мозга, не могут выражать в словах свои чувства и не в состоянии передать другому человеку какие-либо свои мысли, в которых присутствует немного фантазии" [18].

Человек с отключенным ПП – жизнерадостный тупица. ЛП видит то, что видит, слова понимает буквально, фантазии у него нет. Оно честное от неумения фантазировать и производит впечатление тупого трудоголика, сугубого практика.

Человек с отключенным ЛП – депрессивный поэт без речи. Он все понимает, но сказать не может. Эмоции его отрицательны, тревожны. Его мучают тысячи страхов. Оно живет в мире своих фантазий, а реальный мир ему страшен и непонятен”.

Комментарии №3
Cдвоенная работа полушарий необходима только для анализа новой информации. Для опознавания уже известной информации таких проблем по всей видимости нет.

Почему считается, что правое полушарие отвечает за эмоциональное восприятие? Между эмоцией и депрессией не стоит ставить знак равенства.

“То, что человеческий мозг производит и понимает информацию "разными местами", особенно хорошо видно на примере производства и понимания юмора.

Юмор ПП – черный юмор и первобытный, грубый, "практический" ситуационный юмор, "за ноги из-под стола и тортом по морде". Это юмор, который обыгрывает всякие неприятные, страшные ситуации – смерть, насилие, болезни, неудачи и недостатки. ЛП вообще плохо понимает юмор, да он и не нужен – оно не знает страха и тревог. Юмор ПП предназначен для восприятия ЛП – буквальное, конкретное, "тупое". Юмор ЛП – абстрактный, интеллектуальный, отвлеченный – "английский". Он не затрагивает больных тем и предназначен для утонченного восприятия ПП”.

Комментарии №4
Спорные утверждения!

“Разделение труда между полушариями ещё и в том выражается, что они поделили время суток. Правое полушарие активно в основном по ночам. Это оно показывает нам цветные сны тревожного содержания и решает сложные проблемы, о которых мы думаем на ночь. Левое полушарие активно днем – это наше "рацио".

Комментарии №5
Субъективно безответственное утверждение. Имеются данные о совпадении симптомов депрессивного психоза с повреждением ЛП и шизофрении с повреждением ПП. Согласно модели Саган ночью мозги пресмыкающихся и млекопитающих выходят из под контроля “новой коры”.

0

6

“Но нет здоровых людей – чистых правополушарников или левополушарников. Любая человеческая личность – результат взаимодействия и взаимодополнения ЛП и ПП.

Воспитание и образование человека – это всемерное развитие его левого полушария, поскольку это, прежде всего, труд, труд и труд – и умственный, и физический. Гении – те люди, которые умели заставить трудиться оба полушария в полную силу во имя чётко поставленной цели. Творчество – удел правого полушария (многие поэты чувствовали вдохновение и писали по ночам, когда левое полушарие отдыхает).

Кроме перекрестного производства информации друг для друга, ЛП и ПП также перекрестно мотивируют деятельность противоположного полушария. Недосмотренный ребёнок, познавая мир своим активным во время бодрствования левым полушарием, способен только разрушать. Анализировать, так сказать, руками. Здоровый невоспитанный ребёнок агрессивен.

Воспитание общественно адаптированного человека, не формулируя свою деятельность подобным образом, здесь это делается ВПЕРВЫЕ, на деле ставило две задачи:

– Научить растущего человека мотивировать свою практическую (левополушарную) деятельность правым (созидательным, творческим) полушарием, и

– Мотивировать свою умственную, теоретическую (правополушарную) деятельность левым, аналитическим полушарием – практическими потребностями.

Если воспитание не создаст в человеке систему такой "перекрестной" мотивировки деятельности полушарий, из ребёнка вырастает либо революционер (разрушитель-практик), либо гуманитарий – строитель воздушных замков (созидатель-теоретик).”

Комментарии №6.
Очень похоже на какой-то кошмар. В эксперименте с отключением полушарий зафиксировано следующее:
При рассмотрении фигуры, составленной из простых геометрических фигур [что-то вроде креста, выложенного из белых и черных треугольников и квадратиков]: ПП точно зафиксировало форму фигуры, но не посчитало количество простых геометрических фигур, а ЛП точно посчитало количество простых геометрических фигур, а вот с формой не смогло справиться.
Недавно было опубликовано утверждение, что при приблизительном решении задачи “на глаз”, большая активность регистрируется в ПП, а при попытках точного (численного) решения задачи наоборот, большая активность регистрируется в ЛП.
Например, “левополушарник” Эйнштейн не мог самостоятельно оформлять свои замыслы.

Тезис №6.
C полушариями всё гораздо интереснее – грубые рассечения мозолистого тела с целью уменьшения страданий эпилептиков это очень старо. Намного интереснее частичные рассечения комиссур.
Итак “новая кора мозга” состоит из двух полушарий: ПП управляет сердечной деятельностью и получает информацию от левой стороны тела, а ЛП, соответственно, наоборот [существуют архаичные связи для которых это не выполняется]. В ПП и ЛП расположены различные функциональные центры, причем у женщин и левшей функциональная латерализация выражена меньше.

ЛП и ПП имеют несколько комиссур – каналов связи между собой, по которым осуществляется взаимный обмен информацией. Достаточно недавно была опубликована статья, в которой утверждалось, что эти комиссуры имеют генетически определяемые неизменные параметры: пониженную проводимость, одностороннюю проводимость, двустороннюю проводимость.

Вполне возможно, что именно эта информация записана на кончиках пальцев.
End

0

7

“5. Интуиция/логика
(в классической соционике – интуиция/сенсорика)

Правое полушарие (Интуиция) – это неосознаваемое мышление образами. Это подсознательная переработка информации по программе, заложенной генетически. Левое (Логика) – осознаваемое мышление словами, речью. Правополушарное мышление – синтез, дедукция (от общего к частному), прогноз, параллельность операций, озарения – получение конечного результата мышления сразу, целиком, как бы минуя промежуточные стадии. Левополушарное мышление – анализ, индукция (от частного к общему, от него – к абстракции, аккумулирующей только типические черты объекта и отметающей индивидуальные), последовательность операций, конечный результат мышления получается в виде последней стадии ряда логических построений”.

Комментарии №7.
Трудно с этим согласиться, почему образы являются неосознаваемые? Их трудно выразить при помощи речи [устной или письменной], однако считать их неосознаваемыми? Очевидна спекуляция на почве термина “подсознание”. Как уже давал ранее, ПП принимает большее участие при приблизительном решении задач, а ЛП больше работает при точных (численных) решениях задач.

“Интуитивное или логическое доминирование при переработке информации – это глубинное, врожденное свойство мозга. Однако относительное развитие обоих способов мышления зависит от усилий самого человека. Например, медитация, – развитие интуитивного мышления, а занятия математикой или шахматами – логического”.

Комментарии №8.
Действительно, при определенной тренировке кора перестраивается [как было показано при проведении эксперимента по игре в тетрис]: одни участки утолщаются, другие истончаются. Мозг перестраивается, а каналы неизменны.

“Всмотритесь внимательно в портреты большинства артистов, поэтов, писателей, вообще – гуманитариев, людей искусства. Что в их лицах общего? Нижняя губа”.

Комментарии №9.
Представляется маловероятным, что величина губ может быть связана с доминированием полушарий.

Отредактировано Jur (Вт, 18 Май 2010 13:13:48)

0


Вы здесь » Socio-Life - форум о непознанном » Основы соционики » Соционика Ямайкиной