Во, моя любимая тема!
У меня на данный момент представления следующие: соционика -- это система динамических фильтров, которые определяют, какая информация и в каких количествах дойдет до человека (точнее, до его разума, как сознательного, так и бессознательного), в то время как психософия -- это набор стратегий поведения, определяющих отношение человека к каждой из четырех областей и, скажем так, поведенческие задачи в этих областях.
Та часть разума, которая связана с психософским типом, работает с информацией, дошедшей через соционические фильтры. При этом все четыре области жизни (Воля, Логика, Эмоция и Физика) в какой-то мере описываются всеми информационными аспектами, но определенные аспекты оказываются существенно важнее (в целом по два аспекта на область), далее я буду называть их "значимыми для данной области". На мой взгляд, значимые аспекты распределяются так:
Воля -- БИ и ЧС
Логика -- БЛ и ЧИ
Эмоция -- ЧЭ и БЭ
Физика -- ЧЛ и БС
(К сожалению, пока не могу объяснить причину ассиметрии пока не могу, раньше предлагал более симметричный вариант, где для каждой области был один рац и один иррац аспект, и один черный + один белый, но тот вариант кажется мне менее правдоподобным.)
Ситуации, когда у человека доминирующая ПЙ-функция сочетается с сильными значимыми аспектами, я называю "взаимодополнениями". Такие люди эффективно получают информацию (причем это получение -- активный поиск информации) как раз в той области, которая для них действительно важна, и в результате могут многого в ней достичь. Подстраивающиеся же функции остаются малоиспользуемыми, а значимые аспекты -- слабо наполненными (особенно соответствующий четвертой функции). Типировать таких людей очень легко и просто, тип обычно виден сразу.
Ситуации же, когда доминирующие функции сочетаются со слабыми соц. аспектами, я назвал "противоречиями". Противоречие возникает из-за того, что человек в данной области хочет активно действовать, чего-то добиваться, но из-за малой мерности соционического аспекта не может "работать на опережение" (как при 4-х мерных функциях) или адаптировать имеющийся опыт к новой ситуации ("схватывать на лету"), а вынужден использовать только имеющийся у него опыт, в результате чего зачастую действует неэффективно. В результате в течение довольно долгого периода он вынужден "набивать себе шишки", проявляя себя в данной области неэффективно или наедекватно ситуации. Но поскольку желания действовать это не отбивает, рано или поздно наступает момент, когда количество наколпенного опыта (иными словами, наполненность аспекта) переходит в качество -- аспект начинает казаться сторонним наблюдателям сильным именно из-за хорошей наполненности. Так возникают "этические логики", "сенсорные интуиты" и прочие нетипируемые сочетания.
P.S. Кстати, из этого следует вывод, что типировать сначала надо по психософии, а уже зная ПЙ-тип -- по соционике. И второе: психософские подтипы, описанные Wicом, возможно, обусловлены как раз эффективностью получения информации для данной функции (т.е. соционическим типом).