Характеристика первой квадры.
Первую квадру (так же как и третью) составляют "интуиты-логики" и "этики-сенсорики". Доминирующие аспекты в первой квадре: "черная" интуиция, "белая" логика, "черная" этика, "белая" сенсорика.
Интуиты-логики представлены иррациональным экстравертом - интуитивно-логическим экстравертом Дон-Кихотом и рациональным интровертом логико-интуитивным интровертом Робеспьером.
Этики-сенсорики представлены рациональным экстравертом этико-сенсорным экстравертом Виктором Гюго, и иррациональным интровертом сенсорно-этическим интровертом Александром Дюма.
В первой квадре приветствуются новые оригинальные идеи, свобода и неординарность мышления. Стереотипность мышления осуждается - приветствуется умение мыслить творчески, фантазировать.
Интересы представителей первой квадры широки и разнообразны. Новая и неожиданная информация здесь всегда воспринимается с интересом. Отчего это происходит? От того, что 1-й аспект, доминирующий в квадре, - аспект "интуиции возможностей" (+ЧИ) - программный аспект лидирующего экстраверта квадры Дон-Кихота. Знак плюс перед символом означает позитивное проявление данного аспекта, стремление его максимально развивать.
Поэтому же и мировосприятие представителей первой квадры отличается легкостью, подвижностью, открытостью. Это очень общительные, увлекающиеся люди, демократичные по своей натуре, отрицающие любую жестокость и авторитарность - и это тоже понятно, поскольку аспект волевой сенсорики (ЧС) здесь не популярен и является вытесненным, подавленным аспектом. Отсюда и пренебрежительное отношение к заданным авторитетам в первой квадре. Здесь очень уважают нетрадиционный взгляд на вещи, любят устраивать перевороты как в общественной, так и в научной мысли. Обожают всякого рода революционные преобразования, особенно если они благоприятно отражаются на жизни общества.
В первой квадре очень любят дискутировать и обсуждать насущные проблемы. Страшно раздражаются, когда им не дают высказаться, когда их прерывают в споре. Окрик "Помолчи!" любого из представителей этой квадры приводит в бешенство. Свобода слова, свобода самовыражения здесь первостепенная ценность. (Отсюда же и "квадровый комплекс" - "комплекс "зажатого рта". Подавление личности здесь в первую очередь ассоциируется с запретом на свободу слова, на свободное волеизъявление.)
Стремление к справедливости, поиски истины, стремление к логической гармонии - все это ценности, связанные со вторым доминирующим в этой квадре аспектом - аспектом логики соотношений со знаком минус (-БЛ). Этот аспект является программным в социотипе логико-интуитивного интроверта Робеспьера и представляет собой важнейшее направление научной, социальной и творческой деятельности первой квадры, определяя ее социальную роль как просветительскую.
Аспект логики соотношений в интерпретации первой квадры - это преимущественно глобальная, структурная логика; это всеобъемлющий системный анализ. Логиков-интуитов этой квадры в первую очередь интересуют универсальные законы мироздания. Возможно поэтому многие из них чувствуют духовное единение с божественной гармонией окружающего мира, ощущают свое единство с космосом, со вселенной; со всем, что кажется непостижимым человеческому разуму. Игнорируя всевозможные традиционные условности и ограничения, они могут смело сопоставлять, анализировать, переосмыслять и критиковать все то, что до них считалось непреложной истиной, все то что считалось недостижимым для критики. Именно в интеллектуальном творчестве представители первой квадры предпочитают чувствовать себя свободными и раскованными, а потому и не терпят никакой канонизации. Они отчаянно сопротивляются любой попытке загнать их в рамки каких-либо догм, очень раздражаются, когда их свободная творческая мысль наталкивается на какие-то препятствия и ограничения. Ломка всего отжившего, устаревшего, обреченного на вымирание - их первейшая социальная функция. Разрушение консервативных форм и понятий - естественный и само собой разумеющийся процесс.
Представители первой квадры очень не любят и ограничений во времени, не признают временных рамок. Предпочитают вести размеренный, спокойный, философски-созерцательный образ жизни. Даже динамичный и деятельный экстраверт-реализатор первой квадры Виктор Гюго терпеть не может, когда его торопят или ограничивают во времени.
Аспект интуиции времени (БИ) здесь также является малозначимым. В первой квадре свое представление о том, что современно, а что - нет. Если, например, дело касается моды, то сенсорики первой квадры как раз и являются ее законодателями. Именно они привносят в нее и присущий первой квадре дух новаторства ("интуиция возможностей") и свое изысканное, опять же свойственное только представителям первой квадры, понимание эстетики (аспект "сенсорики ощущений"). А если имеется в виду современность, созвучность с эпохой взглядов и убеждений, то здесь это тоже не совсем уместно и малопонятно, поскольку взгляды и убеждения представителей этой квадры либо значительно опережают свою эпоху (имеются в виду интуиты-логики), либо существуют вне времени вообще, поскольку выражают извечные человеческие ценности, как это происходит у сенсориков-этиков первой квадры.
Кроме временных ограничений в первой квадре очень не любят моральных и нравственных ограничений, не любят, когда их втискивают в жесткие рамки заповедей, кодексов и правил. И не потому, что представители первой квадры такие уж противники морали (хотя аспект "этики отношений" здесь не так уж и значим), просто они искренне уверены в том, что ничего предосудительного не совершают, а если в чем-то они и отходят от высокой морали, то у них есть собственные внутриквадровые резервы (имеются в виду свои, "квадровые" этики) для того, чтобы это дело поправить. Кроме того, понятие общественной морали в первой квадре заменяется понятием общественной совести и общественной справедливости. А это уже область робеспьеровской "логики соотношений", так что с этим здесь все обстоит относительно благополучно - на сделку со своей совестью представители первой квадры никогда не идут, от своих убеждений не отказываются - готовы жизнь положить за свои убеждения и преувеличением это не посчитают.
Идеи гуманизма, активная общественная и просветительская деятельность, идея о справедливом общественном укладе - все это неотъемлемые черты первой квадры - квадры романтиков, фантазеров, мечтателей, квадры "взрослых детей" и чудаковатых гениев.
Практическая реализация своих же теоретических открытий для интуитов-логиков первой квадры имеет далеко не первостепенное значение. Им некогда продумывать, к чему и как можно приложить их изобретение - об этом пусть думают другие, неспособные делать такие открытия. Аспект оперативной, "деловой логики" (ЧЛ) здесь не в чести. Прагматизм, практицизм не пользуются симпатией, а нередко и вызывает осуждение. Интуиты-логики первой квадры очень не любят отвлекаться на решение каких-то практических задач. Их даже раздражает необходимость продумывать способы конкретного приложения своих же собственных изобретений.
Опять же объясняется это тем, что представители первой квадры не любят монотонной, рутинной работы, не любят подолгу застревать на одном и том же предмете. С легкостью переключаются на новые и интересные темы. (Преобладающая интуиция возможностей (+ЧИ).
Стараются воспринимать жизнь легко и не любят осложнять ее проблемами. И здесь уже намечается 3-й доминирующий аспект этой квадры, привнесенный в нее программой этико-сенсорного экстраверта, второго, рационального экстраверта первой квадры, ее экстраверта-реализатора - "Виктора Гюго". Гюго привносит в квадру аспект этики эмоций со знаком минус (-ЧЭ). Знак минус выражается в стремлении избегать, сводить к минимуму количество отрицательных эмоций и переживаний. Стремление избегать неприятностей здесь важнее, чем поиск ярких впечатлений и бурных переживаний. В первой квадре умеют красиво и пышно оформлять свои праздники, но, главное, все же стараются, чтобы эти праздники ничто не омрачало - ни жалобы соседей, ни приход полиции.
В первой квадре не принято скрывать свои чувства, не принято их стесняться. Более того, представителям первой квадры свойственно откровенно говорить (и расспрашивать) о сокровенном - здесь это считается в порядке вещей. Секс, приятные ощущения, разнообразие удовольствий является здесь темой самого широкого обсуждения, и это не случайно, ведь четвертая ценность этой квадры - аспект сенсорики ощущений со знаком плюс (+БС) - это и стремление к наслаждению, и умение получать максимум удовольствия от жизни, это эстетика и комфорт высочайшего уровня, это изысканность наслаждений, удовольствий и всевозможных приятных ощущений, это и те радости, которые может подарить жизнь, - счастье и покой семейного очага, здоровье и благополучие близких. Аспект положительной "сенсорики ощущений" привнесен в первую квадру сенсорно-этическим интровертом Александром Дюма. И надо сказать, он очень украшает и приятно разнообразит жизнь представителей первой квадры и не только их. Те страны, в которых первая квадра представлена подавляющим большинством населения (Франция и Италия), на протяжении многих столетий являются бессменными законодателями мод и хранителями богатейших эстетических традиций.
Но не только изысканной модой, кулинарией и эстетикой одарила первая квадра человечество - демократия, как изначально гуманная и прогрессивная форма общественного устройства, зародилась именно здесь. Ранние демократии, демократический уклад античной Греции - все это наследие первой квадры, подарившей миру множество выдающихся ученых, мыслителей и просветителей.
Первоквадровые (робеспьеровские) идеи всеобщей справедливости и благоденствия нашли свое сегодняшнее воплощение в постоянно совершенствуемом демократичном образе жизни Швеции, равно как и других скандинавских и европейских стран, где социотип логико-интуитивного интроверта является преобладающим.
Характеристика второй квадры.
Вторую квадру (так же как и четвертую) составляют "логики-сенсорики" и "этики-интуиты". Доминирующие аспекты во второй квадре: "черная" сенсорика, "белая" интуиция, "черная" этика, "белая" логика.
("Черная" этика и "белая" логика доминируют и в первой квадре, и эта "общность" существенно сближает представителей первой и второй квадр.)
Этики-интуиты представлены рациональным экстравертом - этико-интуитивным экстравертом (Гамлетом) и иррациональным интровертом - интуитивно-этическим интровертом (Сергеем Есениным).
Логики - сенсорики представлены во второй квадре рациональным логико-сенсорным интровертом (Максим Горький) и иррациональным экстравертом - сенсорно-логическим экстравертом (Жуковым).
Как читатель уже наверное заметил, часть доминирующих аспектов перешла из первой квадры во вторую. Значит ли это, что одновременно перешли во вторую квадру и соответствующие им ценности?
Характер квадровых ценностей и характер соответствующих им аспектов здесь уже несколько иной. И дело не только в том, что доминирующие здесь аспекты, перейдя из первой квадры, поменяли свои знаки (плюсы - минусы) на противоположные. Причина в том, что первоквадровые аспекты во второй квадре приобрели другое значение, наполнились другим смыслом, другим содержанием. Сочетаясь с аспектами, которые в первой квадре были вытесненными "черной" сенсорикой и "белой" интуицией, они видоизменили свой характер таким образом, чтобы гармонично и бесконфликтно с этими аспектами сосуществовать. В этой связи можно сказать, что если первая и третья квадры - это два противоположных полюса, то вторая и четвертая квадры - это связующие их звенья, которые сами относительно друг друга находятся на противоположных полюсах. Вторая и четвертая квадры как бы "работают" с "промежуточными" аспектами, часть из которых находится в первой квадре, часть - в третьей.
Таким образом, можно проследить и взаимосвязь между квадрами, и сменяемость одной квадры другой, и завершение квадрового цикла, которое всегда характеризуется качественным социальным скачком - переходом четвертой квадры к первой на более высоком социальном уровне.
Итак, каким же образом видоизменяются аспекты первой квадры при переходе во вторую? Как и почему это происходит?
- Постойте, постойте! - скажет Читатель. - А не отвлекаемся ли мы от своей главной задачи? Мы же все-таки собирались партнера искать, а вместо этого опять забрели в какие-то теоретические дебри?..
Не волнуйтесь, Читатель. Именно эти "теоретические дебри" помогут нам разобраться, почему человек, который, казалось бы, так хорош, и так много имеет с нами общего, все же чем-то нас принципиально не устраивает и имеет какое-то существенное отличие, иногда переходящее в непримиримое с нами противоречие. Именно это отличие, переходящее в противоречие, мы сейчас и исследуем.
Чтобы понять, как и почему видоизменились во второй квадре рациональные аспекты, перешедшие в нее из первой, мы начнем анализ ценностей второй квадры с иррациональных аспектов, а именно с аспекта "волевой сенсорики" со знаком минус (-ЧС) - программный аспект экстраверта-реализатора второй квадры - сенсорно-логического экстраверта, маршала Жукова. Знак минус, как мы уже знаем, указывает на негативное направление этого аспекта. В данном случае это выражается в стремлении не допускать слабости, и как следствие этого - в стремлении наращивать свой силовой потенциал. Выражается также в презрении к слабости, в умении проявлять стойкость в борьбе с лишениями и с превосходящим по силе противником, в способности противостоять большей силе и этим завоевывать свое право на уважение и авторитет.
Во второй квадре стыдно быть слабым (!) Слабого унижают, потому что он жалок. Посредством унижения ему дают понять, что в этой социальной общности для слабых нет места. Вторая квадра - это общность избранных, сильных людей. Идея "избранности" и своего рода "исключительности" по формальным признакам - происхождению, расовой принадлежности, грамотам, дипломам, знакам отличия (личные заслуги "перед народом", "партией", "фюрером" и т. д. и т. п.) - всегда сопутствует второй квадре и указывает на то, что ее представители - люди непростые и по сути своей недемократичные. Не случайно эта квадра называется "квадрой аристократов". Престиж и личный авторитет важны для любого из ее представителей. Уважение к чинам, уважение к старшинству - здесь безусловные и безоговорочные понятия.
Направление аспекта "волевой сенсорики" в сторону минимизации слабости (сведение слабости к минимуму) дает и соответствующую "изнанку" - соответствующий "квадровый комплекс": "комплекс "шестерки". Страх признания собственной слабости - это именно то, чего боится любой из представителей второй квадры, независимо от социотипа. Страх быть тем, кого унижают, "топчут", "используют", "кого держат за фраера", кем помыкают и на ком "воду возят".
Такое развитие аспекта "волевой сенсорики" сообщает второй квадре постоянное состояние напряжения, состояние постоянной экстремальности ситуации.
Во второй квадре не расслабляются - в том смысле, что расслабление здесь неестественная форма существования. Даже самый, казалось бы, расслабленный представитель второй квадры Есенин создает только видимость расслабления: расслабляя других, он сам не расслабляется - всегда чувствует опасность и сделает все, чтобы ее от себя отвести. Он великолепно умеет усыплять чужую бдительность, но никому не позволит "усыпить" себя. Поэтому при любой диктатуре, какой бы жестокой она ни была, представитель этого типа личности обязательно найдет для себя уютную и безопасную нишу, поскольку он, как, впрочем, и другие социотипы второй квадры наделен всеми необходимыми качествами и средствами, для того чтобы не только выжить в условиях тоталитарного режима, но и хорошо себя при этом чувствовать, да еще и суметь себя творчески в ней реализовать.
Во второй квадре нельзя быть простачком, нельзя зевать - зазеваешься, тебя "слопают". Здесь надо "держать ухо востро". Здесь идет постоянная борьба за выживание, постоянная селекция сильнейших и избраннейших - а иначе, из чего же складывается присущая второй квадре иерархичность социального уклада? Достаточно нескольким ее представителям собраться в одном коллективе, чтобы они тут же организовали своего рода иерархическую группировку, формальную или неформальную - неважно. Главное, что расстановка сил в этой иерархии будет проводиться соответственно установкам и ценностям второй квадры.
Необходимость все время "быть начеку" в свою очередь отражается и на характере второго иррационального аспекта - интуиции. Во второй квадре это "белая интуиция" - "интуиция времени" со знаком минус (-БИ). (Этот аспект является программным у дуала Жукова, интуитивно-этического интроверта Сергея Есенина.) Какой же характер он здесь приобретает?
Представители второй квадры лучше чем кто-либо осознают "значимость текущего момента". Более того, они озабочены тем, чтобы не упустить какие-либо выгоды или преимущества, связанные с этим моментом. Не дать себя "подсидеть", не дать себя "переиграть", не дать себя "обвести вокруг пальца" - отсюда и готовность к надвигающейся опасности, и стремление ее не допустить, предотвратить, отвести от себя, а при необходимости и перевести на чужую голову. (Отсюда и сопутствующие этому интриги, коварство, сплетни, наветы и наговоры - все это допустимо там, где идет постоянное противоборство интересов, социально-политическая "селекция" и борьба за выживание любой ценой.)
К этому же аспекту относится и умение тихо пересидеть смутные времена и терпеливо их переждать, вспоминая "доброе прошлое" и мечтая "о светлом будущем". Это и стремление не допустить сделанных кем-то когда-то ошибок или просчетов, которые могли бы в определенный момент оказаться роковыми (-БИ).
Во второй квадре верят в судьбу, верят в высшее предназначение. (Эти понятия ни в коем случае не противоречат идее высшей избранности, наоборот, они дополняют ее и сопутствуют ей ("Мы рождены,чтоб сказку сделать былью..."), сообщают ей еще больший энтузиазм и воодушевление.
Во второй квадре вообще во многое верят; и здесь мы подходим к третьей, теперь уже рациональной ценности второй квадры - аспекту "этики эмоций" со знаком плюс. (Программный аспект этико-интуитивного экстраверта Гамлета).
Как мы помним, в первой квадре этот аспект имел знак минус, выражающийся в стремлении не допускать отрицательных переживаний. Во второй квадре "жить стало лучше, жить стало веселее". Поэтому во вторую квадру этот аспект перешагнул со знаком плюс и привнес сюда заряд бодрости, энтузиазма, праздничности, воодушевления, эмоционального подъема, т. е. все те краски, которые сглаживают сумрачное напряжение, вызванное обстановкой постоянной экстремальности, внутреннего противоборства и междоусобиц в рамках самой второй квадры.
А действительно ли во второй квадре жить стало лучше и веселей? И, кстати, куда делись все прогрессивные социальные завоевания первой квадры? Где все эти великие идеи, поиски истины и справедливости? Где общественное равенство и братство? Где же тут разрушение старых, отживших устоев, если выстраиваются новые иерархии "на все времена"?
С разрушением во второй квадре как раз все обстоит очень хорошо. Главным разрушителем здесь выступает Гамлет - экстраверт - идеолог второй квадры (преемник идеолога первой квадры Дон-Кихота). Гамлет, с одной стороны, ратует за разрушение, с другой стороны - борется с разрухой. Это очень деятельный социотип. Великие идеи первой квадры перерастают в "великие идеологии" второй. Поиски истины здесь тоже не ведутся, поскольку истина уже найдена и представлена в неоспоримом, догматическом варианте. "Свобода слова" во второй квадре - это пустой звук. Ее представители всегда опасаются сболтнуть что-нибудь лишнее, поэтому обычно контролируют свои высказывания. И лишь только когда чувствуют полную власть над собеседником (полный контроль над ситуацией), только тогда позволяют себе говорить все, что им вздумается.
Все без исключения представители второй квадры очень боятся ответственности за свои слова и поступки, что неудивительно, поскольку поиску виноватого здесь уделяется огромное значение. Поиск виноватого здесь панацея от всех бед. Через это здесь и зло карается, и добро торжествует. А в результате именно представители второй квадры (особенно - "интуиты-этики") склонны навязывать окружающим комплекс вины, а то и вовсе переносить свою вину на чужую голову. "Логики - сенсорики" второй квадры отличаются несколько завышенным чувством личной ответственности; причем, настолько завышенным, что сами же от этого и устают (со всеми вытекающими отсюда последствиями: попустительством, бесхозяйственностью, разгильдяйством и т. д.) Во второй квадре принципиальность очень хорошо уживается с беспринципностью и никоим образом ей не противоречит - просто одно является продолжением другого.
Что же касается социального равенства и справедливости, то здесь мы вплотную подошли в четвертой доминирующей ценности второй квадры - аспекту "логики соотношений" со знаком плюс (программному аспекту логико-интуитивного интроверта Максима).
Аспект "логики соотношений" перешел из первой квадры во вторую, также поменяв знак минуса на плюс. То, что в первой квадре еще только вырисовывается как абстрактный проект гармоничного общества благоденствия и абсолютной справедливости (-БЛ), во второй квадре реализуется как мелкая, узко-ведомственная, "чиновничья" логика, "инструктивная" и "директивная". Создающая грубо сработанный макет "идеального государства", "нерушимого" на все времена (опять же интуиция времени со знаком минус - ведь здесь строится что-то вечное, сработанное "на века" - то, чему предназначено увидеть "зори новых поколений"). Именно этот аспект формирует социальную структуру второй квадры как закрытую, централизованную, иерархическую систему, перерастающую, как правило, в систему тоталитарную. Причем исключения здесь маловероятны, тоталитарность является результатом развития внутренних процессов, происходящих в рамках второй квадры, как-то: организация силовых структур и борьба за власть (-ЧС) создание иерархий и расстановка сил на ее уровнях (+БЛ), формирование общественного мнения и использование массового энтузиазма (+ЧЭ) в целях достижения власти, идея "светлого будущего" (-БИ), защищающая существующую власть.
Ценности второй квадры определяют и ее социальную роль - внедрение новых структур и новых порядков в условиях сопротивления окружающей среды.
А что же вытесненные ценности? Чему нет места во второй квадре?
Во второй квадре нет места "индивидуализму" и "инакомыслию": не случайно поэтому "черная" интуиция - "интуиция возможностей" - здесь оказалась "за бортом". Оригинальность мышления пугает и настораживает - она здесь не в чести, поскольку мешает претворению в жизнь конкретных политических идей, а это как-никак социальная миссия второй квадры. По той же причине недопустима и свобода суждений. Раскованность, экстравагантность поведения здесь считается по меньшей мере нарушением общественного порядка. Легкий успех, удача, везение - миражные, иллюзорные ценности, которые здесь ни в коем случае не поощряются, а даже всемерно и глубоко осуждаются.
Лишней оказалась и "белая этика" - "этика отношений". Жалость, милосердие, любовь к ближнему воспринимаются во второй квадре как проявление слабости и беспринципности. Человеколюбие здесь абстрактное словосочетание, в лучшем случае выражающее заботу государства о человеке. Мораль и нравственность - устаревшие, "поповские" понятия. "Этика отношений" не только подменяется "этикой эмоций" - патриотизмом и идеологией, но и постоянно сопоставляется с ними: "Как невесту родину мы любим, бережем как ласковую мать..." Что, впрочем, неудивительно, поскольку при таком развитии общественных отношений и общественного сознания любовь к родине превалирует над любовью к ближнему. Во второй квадре нет понятия "этичности" поведения, а есть понятие "правильности поступка", а также понятие "проявления сознательности". (Донос на ближнего, например, именно такое "проявление".)
Что еще оказалось лишним во второй квадре? - Лишним оказался аспект "деловой", оперативной логики. Там, где экономика подчиняется идеологии и управляется волевыми методами, там, где высокая производительность достигается административным нажимом и взвинчиванием энтузиазма, о прогрессивных технологиях и эффективной экономике думать совсем необязательно. Частное предпринимательство рассматривается здесь как мелочное и пошлое "своекорыстие" - об этом даже говорить неприлично.
И еще есть один "неприличный", даже можно сказать "омерзительный" с точки зрения второй квадры аспект - аспект "сенсорики ощущений". Выражается в пренебрежительном отношении представителей второй квадры к комфорту, уюту и прочим "мелочным" и "обывательским" радостям, проявляется как принципиальный отказ от "мелкобуржуазных" удовольствий и, как в противовес этому, - изначальный настрой на постоянное преодоление жизненных тягот и лишений.
Эстетика во второй квадре также подчиняется идеологии и носит исключительно пропагандистский характер.
Секс - чуждое, мелкобуржуазное понятие. По мнению некоторых представителей второй квадры, его здесь просто не существует. Зато в избытке существуют сексуальные извращения и именно как следствие того, что "этика отношений" и "сенсорика ощущений" здесь вытесненные аспекты.
И все же не хотелось бы заканчивать рассказ о второй квадре в мрачных тонах. Как нет "плохих" и "хороших" социотипов, так нет "плохих" и "хороших" квадр. (Храни нас Бог от "квадрового геноцида"!)
Удел второй квадры - смелые социальные эксперименты и их испытание на себе. Социотипы этой квадры выступают в истории активными политическими деятелями, создателями могущественных империй и государств. Их бурному натиску, воле и энергии трудно противостоять. Всесокрушающая целеустремленность, преодоление препятствий волевым напором - их социальная миссия.
Они презирают оборону и предпочитают только наступать. Воспевают безумство храбрых и романтику борьбы. Их отличает активная гражданская позиция. Они презирают боль и культивируют испытания; превозносят выносливость и стойкость. Они максимализируют свои чувства, выражая их в таких крайних формах, как преданность идеалам своей политической системы и ненависть к ее врагам. Верность и преданность идее здесь возведены в культ и оформлены пышными ритуалами.
До старости лет они сохраняют юношеский задор, энергию, бодрость и молодость души. ("Моложе" их только представители первой квадры, способные до старости лет сохранять детскую непосредственность.)
Самый большой вклад в сокровищницу мировой культуры внесли именно представители второй квадры. (И не только потому, что "в области балета они впереди планеты всей"...)
Театр, драматургия, музыка, поэзия - широчайшая и благодатнейшая сфера для их творчества, и именно этики-интуиты второй квадры проявляют здесь себя самым блестящим образом.
Так, где же обитают в большинстве своем представители второй квадры? (Ведь надо же нам где-то искать своих "идеальных партнеров"!)
Социотипы Жуков - Есенин преобладают в России, в центральной и средней Азии - тип Жуков.
Социотипы Гамлет - Максим в большом количестве населяют Германию, Россию, очень распространены на Кавказе, преобладают в арабских странах.
Характеристика третьей квадры.
Третья квадра представлена "интуитами-логиками" и "этиками-сенсориками" - и в этом она очень похожа на первую квадру. Но аспекты, доминирующие в третьей квадре, противоположны по вертности доминирующим аспектам первой квадры и соответствуют вытесненным, подавленным в ней аспектам.
В третьей квадре доминируют: "черная" логика (ЧЛ). "белая" этика (БЭ), черная" сенсорика (ЧС), "белая" интуиция (БИ).
"Черная" сенсорика и "белая" интуиция доминируют и во второй квадре, что несколько облегчает взаимопонимание между представителями второй и третьей квадр.
В наследство от второй квадры третья получает кризис тоталитарных систем и как последствие репрессий - период застоя. Но в самой третьей квадре есть огромные внутренние резервы для того, чтобы вывести общество из кризиса, а именно: разрушить аппарат подавления, построенный второй квадрой, нейтрализовать формальные и неформальные силовые структуры, возникшие в период застоя; нравственно оздоровить общество, очистить его от цинизма, жестокости и внутреннего рабства, восстановить в нем этические принципы и придать развитию общественной мысли гуманистическое направление. Впрочем, это еще не все деяния третьей квадры - разрушением "империи деспотизма и зла" и нравственным очищением общества ее социальная роль не исчерпывается. Здесь еще и активнейшая созидательная деятельность - одна за другой следуют реформы, оздоравливающие экономику, повышается уровень благосостояния общества, его социальная и правовая защита; реорганизуются системы здравоохранения и образования, ведется борьба за экологию.
Представители третьей квадры - это всегда реформаторы. Именно в этом направлении проявляется в первую очередь их гражданская активность. В молодости они еще могут "переболеть" всякими идеологическими увлечениями, но в зрелом возрасте начинают понимать, что это "не их путь" - предпочитают работать в интересах своей ближайшей "команды": своей семьи, своих друзей, своих компаньонов.
Третью квадру называют "квадрой "бури и натиска" не только потому, что она характеризуется бурной эволюцией общественного развития, но и потому, что для представителей этой квадры характерна одержимость в достижении целей. Это исключительно деятельные натуры, наделенные огромной пробивной силой, сочетающейся с критическим отношением к достигнутым результатам.
Третья квадра в какой-то мере является прямым продолжателем социальных тенденций первой квадры, поскольку, по большому счету, сориентирована на те же жизненные ценности, но здесь уже эти ценности приобретают иную интерпретацию и выступают в другом значении. (Этим, отчасти, и объясняется некоторая симпатия, возникающая на далекой дистанции между представителями этих, по сути, взаимоконфликтующих квадр. По этой же причине мы рассматриваем третью квадру не только относительно ценностей второй квадры, но и относительно ценностей квадры первой.)
Идеи гуманизма, справедливости и равноправия из логической категории (аспект "логики соотношений" (БЛ) в первой и второй квадре) перешли в этическую категорию - аспект "этики отношений" (БЭ), доминирующий в третьей, а затем и в четвертой квадре. (Если первая квадра видит свою задачу в том, чтобы пробудить умы, третья квадра пробуждает души: "Душа обязана трудиться...")
Трудовой энтузиазм - из области этической (аспект этики эмоций (ЧЭ) - эмоциональный подъем, идеологическая направленность) перешел в область логическую - аспект "деловой логики" (ЧЛ), где в первую очередь преобладают интересы дела, рационализм, изобретательность, целесообразность и эффективность труда и как следствие этого - достойная оплата за качество и профессионализм.
Противоречие между первой и третьей квадрами как раз и заключается в том, что схожие по существу идеи выражаются противоположными по сути аспектами и реализуются методами, в принципе исключающими друг друга. Именно поэтому представители "конфликтующих" квадр говорят между собой как бы "на разных языках", придавая одним и тем же понятиям совершенно противоположное значение ("называют белое - черным, черное - белым"). Причина непонимания в том и заключается, что в каждой квадре общепринятая система ценностей выражается доминирующими в ней аспектами, а аспекты, переходя из квадры в квадру, видоизменяются. Поэтому изменяется и интерпретация общеизвестных понятий. Например, представителю первой квадры непонятно, как можно в интересах добрых отношений делать какие-то постоянные уступки партнеру и чем-то постоянно жертвовать. "Что же это за "хорошие отношения" такие? ! Ладно, были бы какие-то сильные чувства (ЧЭ), а то ведь всего-навсего - отношения! (БЭ) Разве отношения - самоцель?!" Но в том-то и суть, что для третьей квадры сильные чувства - это следствие хороших отношений (отношения первичны, чувства - вторичны), а в первой квадре - наоборот: хорошие отношения - это следствие сильных чувств. (Чувства первичны, отношения - вторичны.)
- Но ведь любой лицемер может с легкостью установить хорошие отношения, держа при этом камень за пазухой?! - спросит Читатель. - Неужели люди третьей квадры так просты и доверчивы?
Представители третьей квадры действительно очень доверчивые, простые в общении и демократичные по своей сути люди. Снобизм им совершенно не свойственен, хотя они и считают себя вправе делить людей на "своих" и "чужих", руководствуясь исключительно личными симпатиями и антипатиями. Именно это "деление" и является их этической защитой. Причина? - Слабая "интуиция возможностей", - она здесь вытесненная ценность, поэтому на нее и не полагаются. Но и подозрительность здесь не в чести - доминирующая "этика отношений" этого не позволяет. А вот осмотрительность, соблюдение некоторой дистанции не возбраняются и считаются вполне допустимыми, поскольку ограждают человека от возможных неприятностей.
Отсутствие амбиций здесь сочетается с чувством собственного достоинства. Но вот уважение к старшинству и общепризнанным авторитетам уже не является непреложной истиной (как это было во второй квадре). Воле родителей беспрекословно не подчиняются - ее здесь оспаривают. (В случае необходимости могут внешне согласиться, но поступить по-своему). Традиции здесь не особо чтут - терпят, как некую условность.
Представителям третьей квадры свойственна независимость поступков и суждений. Любому из них совершенно безразлично, кто и что про них станет говорить. Достаточно того, что они сами о себе думают.
Равнодушные к титулам и званиям, они оценивают окружающих только по их личным заслугам и качествам. (Сами, если и имеют какое-то звание, не любят, когда об этом лишний раз упоминается - чувствуют себя неловко, а иногда и вовсе воспринимают это как иронию, поскольку обычно критически относятся к своим достижениям.)
Неприхотливые в быту, легкие на подъем, они всегда в числе первопроходцев и первых поселенцев. (По этой причине, например, Джек Лондон и Драйзер - самые распространенные социотипы в США - диада первопроходцев.)
Сенсорика ощущений (БС) в третьей квадре относится к вытесненным ценностям. Поэтому изнеженность и изощренность здесь не в чести. Комфорт всегда оптимален, и устройство быта обычно не занимает много времени. ("Квадра кочевников": "охота к перемене мест" - вполне естественна для любого из ее представителей.) Из еды здесь не делают культа. О своем здоровье думают в последнюю очередь, а иногда и вовсе предпочитают не думать - "поболит и перестанет, само пройдет". Инфантильность здесь не в чести. С детьми не особенно нянчатся, поощряют раннюю самостоятельность.
Секс в третьей квадре считается неотъемлемой частью аспекта "этики отношений", поэтому шутить на эту тему и широко обсуждать ее здесь не принято. Отношение к этому предмету - пуританское и довольно консервативное, несмотря на обманчивую внешнюю раскованность. О своих чувствах здесь стараются много не говорить (боятся их обесценить - слабая" этика эмоций") - чувства проверяются отношениями.
Блестящая карьера здесь не является самоцелью, - собственное место в системе иерархий тоже мало кого интересует (БЛ - логика соотношений здесь вытесненная ценность), хотя любому из представителей третьей квадры очень важно себя реализовать. Кроме того, чрезвычайно важен результат своей работы. (Доминирующая - ЧЛ)
Низкая оплата труда здесь воспринимается как вопиющая несправедливость. Еще хуже: неоплаченный труд на так называемых "добровольных началах" рассматривается как беззастенчивая эксплуатация чужого времени и сил, считается прямым насилием над личностью, которое, по мнению людей третьей квадры, никаким идеологическим энтузиазмом не оправдывается. (Идеология (ЧЭ), как аспект этики эмоций, здесь вытесненная ценность.)
В третьей квадре считается, что всякий общественный труд должен быть обществом же и оплачен, поскольку общество не должно эксплуатировать человека. (Один из основных законов соционики: две рациональные функции, одинаковые по вертности, не могут доминировать в одной и той же квадре. Доминируют либо права личности (БЭ), либо права системы (БЛ). Права системы в третьей квадре - подчиненная ценность. Здесь предпочитают хорошо поработать и получить достойную оплату за свой труд, чем бегать по всяким инстанциям, завязывать "нужные знакомства" и выбивать себе пособия и пайки, - даже сама мысль об этом раздражает. Здесь принято считать, что само общество обязано позаботиться о социальной поддержке нетрудоспособного человека, а трудоспособному предоставить все возможности для того, чтобы максимально себя реализовать; и эти возможности должны быть равными для всех и не связанными какими-либо ограничениями.
Для любого из представителей третьей квадры самое нежелательное - это ограничение его деловой активности по объективным, не зависящим от него причинам - так называемый "комплекс связанных рук". Ограниченность объективных возможностей здесь самый наболевший вопрос: лично от себя можно потребовать любой самоотдачи, но повлиять на какие-то внешние обстоятельства, как правило, не представляется возможным. И не только потому, что "интуиция возможностей" (ЧИ) - вытесненная ценность, но и потому, что она приходит в противоречие с доминирующей здесь "этикой отношений" (-БЭ), а также со всеми вытекающими отсюда этическими установками. Если и существует, например, возможность изменить расстановку сил в обществе революционным путем, то представители третьей квадры ее для себя изначально исключают и в принципе не рассматривают как возможность. Никаких военных путчей и переворотов в третьей квадре не устраивают - по той причине, что это не гуманно (доминирующая "белая" этика" (БЭ), а, кроме того, и не решает всех проблем (доминирующая "деловая логика" (ЧЛ). Здесь предпочитают объединяться в профсоюзы и добиваться проведения социальных и экономических реформ. (Насколько это возможно, разумеется.)
Представители третьей квадры очень не любят быть "выключенными из жизни" - это состояние их убивает. (В том случае, например, когда их деятельность воспринимается враждебно, либо постоянно наталкивается на какие-то внешние препятствия, они начинают оберегать свое творчество от посторонних глаз и творить только "для себя" - у них развивается "комплекс "скупого рыцаря". Причем это явление более характерно для интровертов третьей квадры - Бальзака и Драйзера. "Комплекс "скупого рыцаря" - это ловушка, из которой очень трудно выйти: в решающий момент становится страшно открывать свои "сокровища" для всеобщего обсуждения, а, может быть, и осуждения.)
И все же, неблагоприятные условия для творчества не являются здесь особой помехой - при любых обстоятельствах, в мирное или в смутное время - представитель третьей квадры непременно найдет способ себя реализовать.
В отличие от первой квадры, где высоко ценимой заслугой считаются оригинальная идея, удачный замысел, свежая задумка, в третьей квадре ценится не столько сама идея, сколько ее реализация. Именно созидание здесь ценится больше всего, возможно, поэтому все лавры, весь почет и все награды достаются здесь чаще всего именно экстраверту-реализатору, логико-интуитивному экстраверту Джеку Лондону (его социальную функцию в настоящее время выполняет Б.Н. Ельцин), в то время, как все необходимые условия для этого подготавливаются экстравертом-идеологом, - разрушителем тоталитарных систем" - "сенсорно-этический экстравертом" - "Цезарем". Его программная функция - волевая сенсорика со знаком плюс (+ЧС), что означает позитивное развитие этого аспекта. Волевой напор, с которым Цезарь насаждает свои благородные цели, носит поистине сокрушительный характер. "Обломки самовластия" - это, как правило, результат его деятельности.
В третьей квадре сила и мораль - понятия неразделимые. Поэтому одновременно с разрушением Цезарь ратует и за нравственную "перестройку" общества. (Эту историческую миссию выполнял М.С. Горбачев. Впрочем, здесь ему помогала удачно сложившаяся "команда" влиятельнейших представителей третьей квадры: супруга и соратница - "Бальзак", Рональд Рейган - "Джек Лондон" и Нэнси Рейган - "Драйзер". Желательно, чтобы читатель на секундочку задумался о том, какая же это все-таки мощная сила - дуальная пара, если две дуальные пары, составляющие квадру, способны совершить в истории поворот такого масштаба.)
Следующим аспектом, определяющим характер деятельности третьей квадры, является аспект "этики отношений" со знаком минус (-БЭ), привнесенный в квадру этико-сенсорным интровертом - Драйзером. Его социальной задачей является этическая коррекция общества, соответственно и знак минус придает его деятельности критическое, негативное направление - нравственная перестройка общества, разоблачение общественных пороков, переориентация общественного сознания. Негативный характер этого аспекта проявляется и в стремлении предъявлять людям жесткие этические требования, а также в своего рода "этической селекции" - стремлении избавить общество от взаимоотношений с теми, чей этический потенциал не соответствует необходимым требованиям. Аспект "этики отношений" в интерпретации третьей квадры - это всегда "воинствующая мораль", "воинствующая добродетель" (поскольку аспекты волевой сенсорики и этики отношений в третьей квадре взаимосвязаны: сенсорика придает этике "бойцовский" характер, этика направляет сенсорику на достижение возвышенных целей). Такой суровый подход к делу в данном случае считается оправданным, поскольку в социальную задачу третьей квадры входит искоренение "пережитков деспотизма", внутреннего рабства, а также всевозможных аморальных явлений и предрассудков, мешающих этическому возрождению общества.
Третий доминирующий аспект - "оперативная (деловая) логика" со знаком минус. (ЧЛ) - альтернативная "деловая логика", отказ от всего невыгодного и нецелесообразного, изменение экономической ориентации в сторону глобальной выгоды и эффективности. Поскольку в наследство от тоталитарных режимов третьей квадре достается не только экономическая разруха, но и экономическое невежество, реформы, ставящие своей целью выправить это положение, должны носить характер глобального переворота в экономике, характер резкого экономического скачка, обеспечивающего бурный рост технического прогресса. Техническое и экономическое преобразование общества осуществляют логики - интуиты третьей квадры: экстраверт-реализатор "Джек Лондон" (программный аспект - деловая логика (ЧЛ) и интуитивно-логический интроверт Бальзак (программный аспект - позитивная "интуиция времени"). Именно сочетание этих аспектов позволяет в период зарождающихся капиталистических отношений создать необходимую техническую и экономическую базу.
Позитивная интуиция времени (+БИ) означает ориентацию на будущее, на перспективу (хотя Бальзак не исключает и опыт прошлых ошибок). Это поиск новых и прогрессивных форм в промышленности и экономике, это умение рисковать и ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Позитивное направление аспекта "интуиции времени" задается здесь соответствующей негативной (альтернативной) деловой логикой, предполагающей переориентацию общества на альтернативные экономические ценности. (Раньше ориентировались на сытный паек, теперь - на высокие заработки.)
Кроме всего прочего, третья квадра характеризуется периодом социальной и политической зрелости, - периодом, когда приостанавливаются войны и общество сосредотачивается на процессе мирного переустройства и созидания. Такова социальная миссия третьей квадры - она широка и разнопланова: от разрушения агонизирующих тоталитарных систем до всестороннего оздоровления общества и подготовки его к переходу на качественно новый социальный виток - на уровень высоких технологий, высокой духовности, высокого благосостояния - на уровень четвертой квадры.
Характеристика четвертой квадры.
Четвертую квадру составляют этики-интуиты и логики-сенсорики, и в этом она схожа со второй. Опять же разница между ними в том, что доминирующие аспекты этих квадр взаимопротивоположны по вертности. Следовательно, вытесненные аспекты второй квадры становятся доминирующими в четвертой.
Итак, что же доминируют в четвертой квадре?
В первую очередь это "черная" логика и "белая" этика - аспекты, сближающие четвертую квадру с третьей.
Также здесь снова появляются "черная" интуиция и "белая" сенсорика - аспекты, сближающие четвертую квадру с первой.
В наследство от третьей квадры четвертая получает довольно благоустроенное, стабилизировавшееся общество с ярко выраженными гуманистическими тенденциями.
По своему мироощущению, по иррациональным аспектам мировосприятия четвертая квадра похожа на первую - это в большинстве своем открытые и доброжелательные люди, выстрадавшие свой жизненный опыт, умеющие ценить уют и благополучие в своем доме, мир и покой на Земле. Представителям четвертой квадры свойственен философский взгляд на вещи, опытность и искушенность.
Если по своему мировоззрению четвертая квадра похожа на первую, то по реализации она похожа на третью - аспект "деловой логики" (+ЧЛ) здесь выступает инструментом внедрения уже опробированных, устоявшихся технических достижений. Аспект "этики отношений" (+БЭ) - дальнейшее совершенствование уже этически преобразованного общества.
Рациональные аспекты, перешагнувшие сюда из третьей квадры, видоизменились - получили позитивное направление. Что это значит? В альтернативной деловой логике - логике риска, больше нет необходимости, как нет необходимости в резком экономическом скачке. Нет экономического хаоса, становятся невозможными стремительное обогащение и авантюрные махинации. Но общество стабилизируется и возникает необходимость в логике потребления - в разумном и рациональном использовании природных и экономических ресурсов. Поэтому деловая логика четвертой квадры - это прогрессивные технологии и высококвалифицированный труд, изобретательность и рационализация в условиях стабильной экономики. Аспект позитивной деловой логики привнесен в третью квадру логико-сенсорным экстравертом (Штирлицем), аспект позитивной этики отношений - этико-интуитивным интровертом (Достоевским).
В четвертой квадре отпадает необходимость и в негативной, критической этике отношений, поскольку предполагается, что этическое переустройство общества к этому времени уже в целом завершено. Во всяком случае, четвертая квадра себе такой задачи не ставит и вся устремляется вперед - к этическому совершенствованию общества, к нравственным идеалам, к высшему гуманизму и высокой духовности, считая, что возврат к старому - жестокости и насилию - уже невозможен. (Не случайно поэтому этики четвертой квадры - интуиты, мечтатели и идеалисты.) В четвертой квадре права личности превалируют над правами системы в гораздо большей степени, чем это было в третьей квадре. Именно поэтому зарождающееся здесь свободомыслие (доминирующая "интуиция возможностей" (-ЧИ) является той внутренней силой, которая подтачивает такое, казалось бы, незыблемое общество стабильности и благоденствия.
Хотя, спрашивается, зачем нужно дестабилизировать общество, если оно уже достигло процветания? Кому мешает этот разумный и гуманный уклад? И тем не менее, стабильность при всех ее положительных качествах обречена на разрушение, хотя бы потому, что означает постепенную остановку жизни, постепенную деградацию. По этой же причине и стабилизировавшиеся социальные системы долго существовать не могут - они либо деградируют, либо разрушаются. Социальная миссия стабильного общества, а в данном случае четвертой квадры, как раз в том и заключается, чтобы подготовить благодатную почву для новых, зарождающихся социальных отношений, способных продлить жизнь общества в его последующих формах.
Каким образом это происходит? - В четвертой квадре снова появляется такая доминирующая ценность, как "интуиция возможностей" (-ЧИ), ценность, которой принадлежит будущее, поскольку в дальнейшем она переходит в первую квадру нового социального витка. Именно эта вызревающая в недрах четвертой квадры сила ее и разрушает. Именно аспект "интуиция возможностей" здесь представлен как аспект "разрушитель" - здесь это негативная "интуиция возможности", "шокирующая интуиция", "интуиция сенсации", "интуиция экстравагантной выходки". Аспект "интуиции возможностей" привнесен в четвертую квадру интуитивно-этическим экстравертом (Гексли).
Как же уживается такое яркое и экстравагантное свободомыслие с традиционностью и консерватизмом четвертой квадры? Следует признать, что здесь такая интуиция весьма поощряется - она никому не мешает и приятно развлекает общество. К тому же в четвертой квадре она защищается позитивной этикой отношений - как право личности на индивидуальность и свободу самовыражения. Только в условиях социальной и политической стабильности могут развиваться такие ценности, как духовная и этическая раскрепощенность, признание индивидуальности человека и невмешательство в его внутренний мир. И именно в таких социальных условиях представители четвертой квадры чувствуют себя наиболее комфортно и могут реализовать себя наиболее полно.
И последняя доминирующая в четвертой квадре ценность - аспект "сенсорики ощущений" (БС) - программный аспект сенсорно-логического интроверта (Габена). В четвертой квадре этот аспект получает негативное направление, поскольку его социальная задача проявляется в том, чтобы избавить общество от сенсорного дискомфорта, от неприятных ощущений и неудобств. Такое направление этого аспекта возможно только в сочетании с позитивной деловой логикой - логикой разумного потребления. Именно ею в первую очередь и реализуется этот аспект, как, например, создание удобных условий труда, нежелание менять раз заведенный порядок, стремление сводить неприятные ощущение к минимуму. В четвертой квадре не любят работать в обстановке риска, аврала, перенапряжения и хаоса - это неприятно. Наряду с удобством рабочего места здесь ценятся слаженность коллектива и доброжелательные отношения в нем. Труд воспринимается как естественная потребность человека творчески себя реализовать, поэтому и работают здесь качественно и с удовольствием.
Стремление оградить себя от неприятного вмешательства извне постоянно вынуждает представителей четвертой квадры защищать свое минимальное жизненное пространство ("Мой дом - моя крепость"), причем эта защита иногда носит несколько преувеличенные формы, что объясняется постоянным страхом пространственных ограничений. И именно этим ограничениям здесь активно сопротивляются. Представители четвертой квадры очень боятся быть стесненными какими-либо внешними условиями и обстоятельствами. Боятся давления извне (аспект волевой сенсорики (-ЧС) здесь вытесненная ценность), боятся покушения на свои удобства, свое благополучие, личные права и внутреннюю свободу. Очень ценят и культивируют свою внутреннюю раскрепощенность.
Как уже говорилось, четвертая квадра, так же как и вторая, представлена логиками-сенсориками и этиками-интуитами, но этим ее отдаленное сходство со второй квадрой не ограничивается. Общее между этими квадрами то, что и та, и другая дорожат своей социальной стабильностью и своим консерватизмом.
Но если вторая квадра - логичная, жесткая, прагматичная, а главное - закрытая, поскольку ее мир ограничен, характеризуется узкопрагматической направленностью и подавляет любое отклонение от цели, то четвертая квадра - этичная, высоко духовная, глубоко ранимая; характеризуется открытостью, оптимизмом и гуманизмом мировоззрения - и в этом одна из причин постоянных конфликтов и противоречий между обеими квадрами. Если во второй квадре сосредотачиваются на внутреннем мире социальной системы - и в этом суть ее стабильности, то в четвертой - на внутреннем мире человека. А поскольку человеку свойственно интересоваться всем новым и неизведанным, никакие ограничения здесь не возбраняются.
Четвертая квадра - "квадра аристократов". И в этом она тоже перекликается со второй. В четвертой квадре считается нормой представлять человека по его титулам и званиям, а также ссылаться на свои личные заслуги, опыт, авторитет и знаки отличия. Например, представитель четвертой квадры будет обижен, если в разговоре о нем не будут упомянуты какие-то его достоинства, его добрые дела, его разносторонние интересы. Ему будет очень неприятно, если об этом вообще не заговорят - в таком случае ему придется самому рассказать о себе, рискуя при этом показаться человеком хвастливым или амбициозным. Не всем социотипам четвертой квадры свойственно критическое отношение к результатам своего труда. (Во всяком случае, про ее иррациональную диаду такого не скажешь.) С другой стороны, представители четвертой квадры (опять же иррационалы) умеют с легкостью сбивать амбиции и гонор с других, умудряясь при этом даже "оставаться на высоте". (Ни от качества развития способностей, ни от уровня интеллекта это свойство не зависит - оно слишком естественно и органично для данных социотипов. Захоти они избавиться от него - вряд ли бы это получилось.)
В четвертой квадре очень престижно быть человеком разносторонних интересов, незаурядных способностей и выдающихся заслуг. Личные заслуги здесь показатель степени реализации способностей человека, в то время как во второй квадре личные заслуги - это показатель преданности системе. Если во второй квадре блестящая карьера и положение в обществе являются показателем благонадежности человека и свидетельством его органичной интеграции с системой, то успешная карьера в четвертой квадре - это показатель всестороннего развития способностей человека, и его плодотворный труд, получивший в обществе высокую оценку.
Цели и задачи второй и четвертой квадр реализуются средствами взаимопротивоположных аспектов - и в этом причина их постоянных разногласий и конфликтов.
Одна из причин таких конфликтов - доминирующий во второй квадре, но вытесненный в четвертой аспект негативной волевой сенсорики (-ЧС): волевое давление извне, пространственные ограничения. Если и используется в четвертой квадре на подсознательном уровне этот аспект, то обязательно в позитивном значении: в стремлении навязать свои добрые услуги, в стремлении защитить свои добрые отношения, свои традиции, свою "команду". В негативном же варианте он существует на уровне СУПЕРЭГО у интуитов четвертой квадры и выражается у них в некоторой агрессивности и напористости - своего рода защитной реакции на давление извне.
Вторая вытесненная здесь ценность - тоже экстравертная, но уже рациональная - позитивная этика эмоций (+ЧЭ). Представители четвертой квадры неидеологизированны совершенно - и этим, с точки зрения второй квадры, представляются "неисправимыми обывателями". Если и воспринимаются здесь какие-то убеждения, то очень поверхностно, конформно. Как бы, "и нашим, и вашим". Происходит это ввиду изначальной доброжелательности и миролюбия этиков четвертой квадры: они скорее сделают вид, что разделяют ваши убеждения, чем будут спорить. Кроме того, им кажется неэтичным проявлять равнодушие по отношению к чужим убеждениям, поэтому они готовы выразить поддержку любой идее, но при столкновении с искренне убежденным человеком у них возникает непонимание, переходящее в конфликт.
Интуиция времени (БИ) - здесь также вытесненная ценность, особенно негативная ее интерпретация. Сенсорики четвертой квадры не любят стеснять себя жесткими временными рамками - это мешает их созерцательному мироощущению. Идею "далекого светлого будущего" воспринимают без особого энтузиазма (чем очень раздражают представителей второй квадры), предпочитают жить настоящим. Интуиты четвертой квадры стараются поменьше задумываться над ошибками прошлого ("не пилите опилки" - их правило) и подсознательно ориентируются на позитивную интуицию - интуицию "ближайшего будущего".
Четвертый вытесненный аспект - позитивная "логика соотношений" (+БЛ). Логика системы, логика иерархий, "чиновничья логика" - представляется здесь абсурдом, оспаривается, осуждается или осмеивается (как, например, у М.А. Булгакова). И это еще один повод для конфликтов со второй квадрой, где информация о расстановке сил в системе - ценность номер один.
Вторая и четвертая квадры - два противоположных полюса стабильности одного и того же витка социального прогресса, но обе они разрушаются динамичными квадрами - дестабилизаторами: революционно настроенной и эмоционально насыщенной первой квадрой, энергичной, решительной и напористой - третьей.
Вера Израилевна Стратиевская "Как сделать, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску спутника жизни (соционика)."