Интересно, чем все-таки соционика привлекает внимание достаточно большого количества людей, в том числе, достаточно просвещенных?
Ну, вот была бы соционика без оговорок мистикой, эзотерикой или прочим оккультизмом, вызвала бы она какой-нибудь интерес? Скорее всего, нет: в таких направлениях откровенный “новодел” ценится мало, крайне необходима легенда о доисторическом происхождении, например, психе-йога апеллирует к древним грекам.
Поэтому возникает законный вопрос: зачем мешать соционику, науку с мистикой, эзотерикой или прочим оккультизмом. Лично у меня сложилось впечатление, что одной из задач соционики есть разрушение бастиона классической психологии, которая настаивает на различном происхождении, как это называется, “души и тела” и приведение психологию к общему фундаменту психологических наук.
Короче говоря, необходимо изгнать этот бред из соционики, а чтобы не очень раздражать закоренелых социоников-мистиков, эту ИГРУ можно назвать, например, НЕЙРОФИЗИОНИКОЙ.
Первым делом, долой Юнга, этот научный деятель ничего не сделал в нужном направлении, напротив, он насытил свою типологию мистикой.
Можно оставить, для начала, 4 классических дихотомии Юнга, а в дальнейшем может и от этого можно избавиться, как, например, это сделал Переслегин в кварк-соционике.
1. “Вертность”.
Хотя Юнг и открыл эту дихотомию, определиться с ней он не смог. Кто действительно смог с ней работать – так это Айзенк, который увязал её с Павловским типом нервной системы.
Вертность - ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.
Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу (при этом отойдя от определений Юнга) о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
В работе «Биологические основы индивидуальности» («The Biological Basis of Personality», Spriengfield, 1967), кстати встречается упоминание, что автор посвятил её Павлову, Айзенк предложил следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители
Описание шкал Айзенка.
Экстраверсия — интроверсия
Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Данная дихотомия определяется посредством теста Абрамовой.
http://www.socionics.org/forums/3/14816 … px#1481610
Кстати Абрамова производит деление по данному параметру именно на три части (применительно к футболу на нападающих – дуги, защитников – завитки и полузащитников - петли).
2. “Нальность”.
Собственно у АА была великолепная идея шизотимность – циклотимность по Кречмеру. Почему её не использовать? По Кречмеру это тип конституции: преобладание ассимиляции, либо диссимиляции.
3. “Невротизм”.
невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип.
В работе «Биологические основы индивидуальности» («The Biological Basis of Personality», Spriengfield, 1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у них повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности, на колебания потребностей.
Скорее всего, это можно установить по параметру Богданова: уравновешенность – неуравновешенность.
Эта дихотомия может заменить, соответственно, дихотомию Логика - Этика.
4. “полушарность”.
Доминирование полушария, устанавливается также по параметру Богданова: левши и правши.
Эта дихотомия может заменить, соответственно, дихотомию Сенсорика – Интуиция: Павловские художники и мыслители.
Поведение.
Юдин так описывает один из интереснейших экспериментов Павлова:
подопытная собака весьма ярко проявляла поведение, свойственное слабому тнс, однако лабораторные тесты (в станке) показали, тип нервной системы собаки, напротив, является сильным. В результате данного эксперимента Павлов признал абсурдным типирование по поведению (или по анкете, что практически тоже самое)
Таким образом, особенности поведения не являются врожденными!
Врожденные особенности (ТИМ) безусловно, будут влиять на установившие особенности поведения.
Например, два индивидуума с близкими нейрофизиологическими параметрами, будут демонстрировать схожие особенности при условии близкого жизненного опыта (примерно так, как объясняет поведение бихевиоризм).