КВАДРА 4.
Сменяемость квадр: В четвертой квадре на результативные позиции снова выходит логика, а эмоция впервые за весь квадральный цикл становится процессионной.
Происходит это по следующим причинам. Жизнь уже во многом стабилизирована, упорядочена и организована. У людей появилась деловая хватка, появились цели и свободное время. Общественное устройство стало уже довольно стабильным и иерархически организованным. Пришло время дать логическое обоснование существующему порядку, в котором ценятся конкуренция и сила. Для этого логика становится результативной.
Важное событие этого периода – уход эмоции с результативных позиций. Достигнув многого и упорядочившись, общество становится как бы более спокойным. Уже не нужны бурные эмоции, заставляющие людей на волне энтузиазма совершать действия, направленные на выживание в экстремальных условиях… Теперь человек все больше всматривается в себя, изучает свой внутренний мир, начинает более тонко с эмоциональной точки зрения реагировать на мир, отслеживает и изучает как свои, так и чужие эмоции.
Если в предыдущих квадрах были сформированы правила жизни в сообществе, регулирующие собственность, быт, межполовые отношения и т.д., то теперь появляется понятие нормы в сфере выражения чувств и эмоций.
Положительные качества: Как и в 3-й квадре - целеустремленность, желание идти вперед, не останавливаясь перед мелкими препятствиями. Оценка высокого статуса и материального благосостояния как результата упорного труда и пути к цели. Ценятся сила духа, мужественность, стойкость (как физическая, так и эмоциональная), трудолюбие. Опять-таки в ценностях естественные проявления физического бытия, воспитание детей и труд.
Здесь, как и в предыдущих двух квадрах, в цене положительные эмоции и жизнелюбие. Но только вот эмоции уже не такие яркие по своим внешним проявлениям, как у предшественников, а более приглушенные и тонкие, с множеством нюансов.
Отрицательные качества: При недостатке работы над собой или жизни в психологически враждебной обстановке становятся склонными к чрезмерному (и, в то же время, воинствующему) гуманизму, доходящему до воспевания «непротивления злу насилием», к чрезмерной концентрации на цели (как у представителей 3-й квадры), самомнению, презрению к слабостям и недостаткам, отсутствию целей у других. Могут становиться фанатичными трудоголиками или гипербеспокойными родителями. Но при этом в поведении детей может активно подавляться эмоциональная составляющая (требования сдерживать эмоции, не плакать и т.д.). Также появляется особое неприятие бурного и неадекватного (по их мнению) проявления эмоций, подавление эмоций не только у других, но и у себя. Отрицание эмоциональной сферы как таковой, желание жить вообще без эмоций.
Социальные задачи квадры:
Позитивистские: развивать литературу и спорт, а также силу духа, создавать материальные блага и заставлять человека мобилизировать свои силы для дальнейшего развития. Эти задачи полностью переходят из предыдущей квадры, но становятся менее актуальными, поскольку 3-я квадра многие из них ужерешила.
Однако встают и совершенно новые задачи: обогащение мира эмоций различными оттенками, и, как следствие, расширение спектра эмоций в искусстве. Если раньше были «трагедия» и «комедия» - 2 крайние точки эмоционального накала (что свойственно результативной эмоции), то теперь развиваются те жанры, которые стоят между этими двумя полюсами. Подведение научной базы под новые общественные реалии (развитие торговли, конкуренции, культ силы тела и духа, контроля над эмоциями; развитие науки и техники).
Негативисткие: бороться с чрезменрыми эмоциональными проявлениями и кипящими страстями, усмирять чувства и ставить их на службу высшим целям.
Так же, как и в предыдущей квадре, бороться с нерешительностью, отсутствием четких жизненных целей и нежеланием преодолевать свои недостатки и слабости (только уже в менее агрессивной форме).